Да, Сальвадор Дали писал не только картины, но и сценарии для фильмов, а также снимал их совместно с Луисом Бунюэлем. Предупреждаю сразу - зрелище не для слабонервных, иногда даже возникает рвотный рефлекс. Но иногда интересно приоткрыть занавес тайны загадочной души великого художника. Только теперь я понимаю причины его сумашествия и гениальности.
"АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС"
Жанр: Cюрреализм
Год выпуска: 1928
Страна: Мексика, Франция
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Сальвадор Дали, Пьер Батчефф, Симон Марио
Фильм «Андалузский пес» снят в 1928 году, когда его создатели – Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, были еще «новичками» в искусстве. Замысел фильма возник из встречи двух сновидений. В одном из них, авторства Бунюэля, луну перерезает тонкое облачко. В другом – Сальвадора Дали – рука, оторванная, продырявленная и облепленная муравьями, лежит на земле. На первый взгляд, эта "встреча" может показаться смешной и глупой. Ну, как из-за каких-то навороченных и непонятных снов появится фильм? – спросите вы.
Попробуем разобраться. Во Франции в 1924 году А. Бретоном написан «Манифест сюрреализма». И тогда же, в те же годы потихоньку начало развиваться новое, еще никому не понятное направление в искусстве, в переводе с французского «высший реализм».
«…Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор оставшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремится разрушить другие психологические механизмы и занять их место для решения жизненных важнейших проблем…» (А. Бретон «Манифест сюрреализма»). Два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений. В сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия.
Автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно выразить сновидения с помощью слов или зрительных образов.
Очень многие критиковали произведения, созданные под влиянием сюрреализма, так как они строились на предельном обострении алогичности, парадоксии, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. И до сих пор при просмотре фильма «Андалузский пес» нам мерзко это разрезание глаза, муравьи на оторванной руке, безглазые люди, закопанные в песок, и многое другое.
Кто-то просто посмеется, считая все это абсолютным бредом. Но самое важное увидеть через странную форму суть, идею, крик автора. Попробую…
Титр: «Весной…». Бескрайняя пустыня. Под палящими лучами солнца по грудь закопаны в песок мужчина и женщина. Они слепы и облеплены роем насекомых. Движения нет вообще. В кадре - статика, и ни малейшего поворота. Это очень удивляет, так как фильм очень динамичен. Нет никакой игры актеров. Композиция кадра – квадратная и центровая (фигуры помещены в центр кадра). Ракурс съемки прямой, без какого-либо наклона.
Это означает только одно – смерть. Небытие. Пустота. Мизансцена такова: кадр почти пополам делят два пространства - небо и песок (пустыня). А в центре кадра находятся мужчина и женщина. Верхняя часть их тел - в «небе», а нижняя часть - в песке. Эти "трупы" находятся и в одном и в другом пространстве. «Небо» как образ видимого, сознательного, если перевести на психологический язык. И «песок» - невидимое, бессознательное (и, кстати, никто не знает точно, что скрывает «песок», - можно лишь предполагать).
Итак, человек расположен в сознательном и бессознательном одновременно. Так же мы можем сказать, что небо и пустыня представляют вечное - что было и будет всегда. Значит, наши мертвые герои находятся в вечном.
Смущает только одно - титр перед этим кадром - «Весной…». Весна – жизнь, но, как мы уже доказали, наши герои мертвы. Так может, они мертвы не в буквальном смысле, может, мертвы их души?
Попытаюсь это доказать совпадением-перекличкой с первым кадром фильма. Там разрезают глаз, а в последнем кадре герои уже слепы. В начале с помощью монтажа и двух одинаково круговых композиций, сравнивается луна и человеческий глаз. Самое главное свойство глаза – видеть. Глаз видит и узнает вещи, и они становятся осознанными. Иногда же он видит, но не может узнать, и это есть бессознательное. Тайное, что внутри нас – воспоминания, иллюзии, сны. Глаз – проводник к душе человека и проводник в реальный мир. Исходя из ассоциативного сравнения глаза и луны, автор говорит нам, что луна это такой же проводник, только всеобщий.
В последнем кадре у героев нет глаз, нет проводников. Даже вместо луны теперь солнце. Так что ж, получается, смерть в том, что ничего не может попасть в их души, проводника нет… В Андалусии, когда умирает человек, воет пес, для того чтобы оповестить весь город. И поэтому, наверное, Бунюэль дал такое странное название фильму. Можно точно ответить, по кому воет пес, кто умер. Умерли эти люди, у которых нет прохода в душу. Живет их плоть, бренное тело. А это страшно. Хотя, постойте! Ведь не зря автор задает в фильме измерение вечности и «всеобщий глаз». Значит, умерла не та парочка, умерли мы…
По нам воет андалузский пес?
А выход… Выход, о котором намекает нам автор, – увидеть!!! Увидеть не только видимое, но и скрытое, тайное, невидимое….
Для особо смелых и решивших все-таки посмотреть этот фильм-скачать можно здесь : http://pupitr.ru/index.php?id=4018
или здесь : http://community.livejournal.com/drugoe … 70320.html
Отредактировано Bers (2008-01-15 04:31:41)

