НЕ ШТО, А ЧТОЛЬНЯ
Первый украинский триллер – это жах, в смысле от одной этой фразы страшно.
Придраться действительно не к чему, действительно первый (как блин), действительно украинский, даже чересчур, такое впечатление, что автор и есть тот самый cерый кардинал, который пишет украинские титры для русскоязычных фильмов; герои фильма говорят не по-украински, а на мёртвом языке майя, руки чешутся дать ему, говоря словами одного из героев «бабулів». И действительно триллер, на лицо все атрибуты: пять школьников, дремучий парк, бункер Гитлера и легенда о человеческих жертвоприношениях богу Пердуну, простите мне мой французский. Но, тем не менее, даже имея такой триллерский набор, украинцы умудрились снять арт-хаус.
Дети, они же парочка мажоров, истеричка, фифа и ботаник поехали со своим учителем истории на раскопки, чего искали так и не сказали, главное, что до бункера их автор сюжета дотащил и туда отправил. Кроме них самих и предполагаемого идола-Перуна в штольне орудует фанатик-физкультурник, портит их карты, стирает пометки, сделанные ими на поворотах и периодически убивает одного из героев, но не забавы ради, а строго по ритуалу, точнее по буквам слова «треба» (в переводе «жертва»), одна буква – один труп, сразу видно интеллигентный человек.
Когда умирает кто-то из товарищей, реагирует только одна героиня, но её децибел хватает на всех, истеричка вопит как Клава Лагуна, от чего у неё после очередного жмурика начался приступ астмы, умерла она от него или от нашествия крыс из колодца никто не знает, арт-хаус. Вы спросите, а куда смотрел учитель истории? Это тоже загадка, его пристрелил один из учеников еще в середине фильма. Зачем не ясно, но не жалко. Герои вообще, не вызывают сочувствия, а скорее наоборот раздражают, если долго не умирают.
Стоит отметить гениальную работу оператора, просто Дэвид Коперфильд, превратил трёхэтажный бункер в два коридора и при этом не дал школьникам найти выход – мэджик.
Главное, что заканчивается всё хорошо, завалив физкультурника, ботаник с подружкой успешно находят выход и, как ни в чем не бывало, идут по травке на встречу солнышку, взявшись за ручки.
Что можно сказать, респект и уважуха продюсеру, вывести такое на широкие экраны и не быть трансклюкированым – это мужественно.
Александр Штукарь

