
Джордж Рассел, американский пианист, педагог, джазовый композитор и теоретик музыки, скончался в Бостоне в возрасте 86 лет от осложнений, связанных с болезнью Альцгеймера, сообщает Associated Press.
Рассел, уроженец Цинцинатти, начинал как барабанщик в оркестре Бенни Картера. В начале 1940-х он перебрался в Нью-Йорк, где познакомился с кругом пианиста и композитора Джила Эванса, в который входили Майлс Дэвис, Чарли Паркер, Джерри Маллиган. В 1947-м Рассел написал для Диззи Гиллеспи известную пьесу Cubano Be/Cubano Bop и примерно тогда же окончил работу над теоретической работой "Лидийская хроматическая концепция тональной организации". В 1957-м он написал сюиту New York, New York, в записи которой принимали участие такие звезды, как Билл Эванс, Макс Роуч, Джон Колтрейн.
В 1960-х Рассел много работал в Европе, главным образом в Скандинавии, где играл с будущими звездами, например с Яном Гарбареком. По возвращении в США он преподавал в консерватории Новой Англии, а также написал несколько больших вещей. Рассел был лауреатом многочисленных престижных премий и грантов, в том числе "гранта гения" фонда Макартура и двух стипендий фонда Гуггенхайма.
О Расселе
РАССЕЛ ДЖОРДЖ (Russell George) (полное имя Рассел Джордж Аллен, Russell George Allen) (р. 23 июня 1923, Цинциннати, шт. Огайо), американский джазовый композитор, пианист, руководитель оркестра. Один из крупнейших теоретиков джаза, новатор в области гармонии и аранжировки. Его «лидийская концепция» способствовала становлению модального джаза и преодолению штампов в гармоническом языке.
В детстве играл на трубе, однако, перенес туберкулез, от трубы пришлось отказаться. Играл на ударных в студенческом бэнде, затем в оркестрах Бенни Картера и Эрла Хайнса. В 1945 приехал в Нью-Йорк, написал несколько аранжировок для оркестра Диззи Гиллеспи, в частности, для первого концерта оркестра в Карнеги-холле (1947), затем для бэндов Чарли Вентуры, Клода Торнхилла, Арти Шоу, Бадди Де Франко (самая любопытная работа A Bird In Igor's Yard, в которой фразировка Паркера соединена с интонациями Стравинского). В 1953 году опубликовал теоретический труд «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» (сочинял его в больнице в течение полутора лет), все последующие годы совершенствовал свою теорию, преподавал в Джазовой школе в Леноксе (шт. Массачусетс). В 1956 написал для фестиваля изящных искусства в Брандейском университете (шт. Массачусетс) концерт All About Rosie и сюиту New York,New York (исполнители — Билл Эванс, Джон Колтрейн, Фил Вудс, Арт Фармер, Джон Хендрикс). В 1960 организовал ансамбль, в который вошли Эрик Долфи, Дон Эллис, Тэд Джонс, Арт Фармер. В 1966-69 жил в Европе, преподавал в Стокгольме и выступал на европейских фестивалях с ансамблем солистов шведского радио, сотрудничал с Яном Гарбареком, Палле Миккельборгом, Терри Рипдалом. Вернувшись в США, cтал профессором консерватории Новой Англии. В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. создал ряд произведений крупной формы (например, трехчасовую симфонию «Time Line» для симфонического оркестра, джаз-бэнда, рок-группы, хора и балета).
Предоставлено издательством «Скифия» (Санкт-Петербург)
Дискография:
George Russell Octets (1955)
At The Five Spot (1960)
Ezz-thetics (1961)
The Outer View (1962)
Living Time (1972, с Биллом Эвансом)
Electronic Sonata For Souls Loved By Nature (1980)
New York Big Band.1978 (1982)
The Essence Of George Russell. 1966-70 (1983)
The African Game. 1983 (1985)
So What (1986)
Time Space (1988)
The London Concert. Vol. 1-2 (1990)

