«Юмор – это проявление божественного. Но кому это объяснишь?
В оперных театрах таких серьезных вещей не понимают...»
Д. Д. Шостакович

В 2007 году жанр музыкального искусства, называемый оперой отмечает 400-летие. Премьера первой оперы «Орфей» Монтеверди состоялась в Мантуе 24 февраля 1607 года. Что значит вечное искусство – прожить 400 лет и не устареть ни на миг, это вам, друзья. Не группа «Руки куда то там…»
Сегодня говорят, что оперное искусство уже не привлекает такого количества народа как в былые времена. Вот только уважаемые говоруны забывают, что этот вид искусства никогда и не был массовым, окромя, наверное, Италии, где она и родилась. Народу то попроще что то нужно и дело совершенно не в музыке и ее величии, ведь с книгами дело обстоит так же, при всей ее доступности сегодня, читающих становится все меньше. Объясним мы это в простой людской лености – все доступно и все лень…
Для того, чтобы все таки привлечь новых зрителей, необходимо создать оперному театру репутацию места, в котором певцы не просто стоят и поют. Ведь опера может быть хорошим театром, а не только хорошей музыкой. Разве мы этого еще не знаем? Ведь опера всегда была видом искусства, в который на визуальный ряд опирался не меньше, чем на звуковой?
Опера – это самоигральная вещь: если даже ее исполняет не очень хороший актер, но он не плохой музыкант – певец и может воплотить ту музыку, которая написана у гениального композитора. А в основном сегодняшние режиссеры, ставящие оперу, исключают индивидуальность актера. Считается, что в опере не существует актеров – это певцы, вокалисты.
Вы представьте ситуацию: музыка написана об одном, а тут возникают совершенно другие идеи. Музыка сопротивляется, и солисты этот воз вместе с музыкой пытаются донести до зрителей.
Основная проблема оперных театров заключается в привлечение молодежи. Для этого крупнейшие оперные театры идут на экспериментальные постановки, усиливают динамику и зрелищность представлений. Например, хореограф из Берлина Саша Вальц для пролога «Дидоны и Энея» Перселла смонтировала на сцене огромный прозрачный аквариум и поставила «танцы в воде», а Питер Гелб, новый директор «Метрополитен-Опера», доверил несколько постановок известным кино- и театральным режиссерам, даже к Альмадоверу обращался.
Украина от мировых экспериментов тоже не удержалась, благо есть еще порох в пороховницах. Итак, 31 марта состоялся итог первой части авторского проекта под феерическим названием «Обличчя нової опери», основанный известным оперным певцом Владимиром Гришко. На протяжении марта труппа под предводительством В. Гришко и президентский оркестр посетили пять крупных городов Украины где показали совершенно новую программу в украинском оперном искусстве. Залы были полными: сидячих мест почти не было, а некоторые зрители даже стояли в проходах. Впечатлили костюмы и в особенности – актеры на ходулях, которые создавали эффект таинственности. Кстати говоря, для всех, кто не успел получить эстетическое удовольствие от концертного шоу живьем, планируется выпуск DVD, а диск с классическими композициями, которые составляют музыкальную основу проекта, уже поступил в продажу. Таким образом, опера, несмотря на то, что она является жанром исключительно элитарным, станет чуть ближе к народным массам.
Наибольшее количество аплодисментов собрал Виктор Мельник.. Возможно, это именно тот случай, когда ученик превзойдет своего учителя, прямо как Страдивари превзошел Амати. Кстати, Владимир Данилович уже начал переживать, хоть бы у Мельника не началась звездная болезнь, ведь в этом году он стал «Человеком года» (открытие года – это куда не шло, а вот человек года – это поистине блажь, ставшая модной в нашей стране).
«Это социальный проект. Моя идея, идея моих партнеров – вернуть молодежь в театры. Независимо от того, какие они есть – оперные либо драматические. Главное – приблизить классику к молодежи. И, как известно, искусство не принадлежит какой-либо одной нации – оно принадлежит целому миру!" – так Владимир Гришко прокомментировал свой проект.
Но попробуй затащи какого-нибудь подростка, воспитанного на компьютерных играх и голливудских ужастиках – опера для него явно будет чем-то диким. Массовая культура сегодняшней молодежи уж больно по вкусу, да и насадить ее проще – думать не нужно и чувствовать тоже. Хотя не все, не все поддались массовому психозу. Оперу или любят , или ненавидят, равнодушными остаются лишь те, кто там никогда не был, а таких, поверьте большинство.
Еще один потрясающий эксперимент в классическом искусстве на новый лад могли увидеть и услышать зрители нашей политически заангажированой страны – оперу знаменитого фронтмена Pink Floyd Роджера Уотерса под названием «Сa Ira», которую в рекламе называли мегашоу. И хотя Киев на удивление не пестрил на каждом шагу афишами, людей в Международном выставочном центре, где проходило шоу, собралось просто немерено. Премьера мирового масштаба не просто оправдала свою рекламу и характеристики в Интернете, но и превысила все мыслимые ожидания. На сцене было настоящее зрелище: начиная от оперных певцов, каскадеров, акробатов и заканчивая реальным пламенем, потоками воды и белоснежным жеребцом Ара, на котором выехал на сцену ирландский тенор Робин Тритчлер в образе офицера.
Над шоу Уотерс работал на протяжении почти двадцати лет (Гришко конечно, меньше, зато тоже неплохо). Огромный талант, трудолюбие и идея, позволившие написать музыку более чем двухчасовой оперы, объединились с креативом, замыслом и исполнением польского режиссера Януша Йозефовича, который до этого считался профессионалом в области постановки мюзиклов. Может быть, именно поэтому «Ca Ira» стала такой, какой она сейчас предстала перед зрителями: оперные теноры вперемешку с актерами с голосами поп-исполнителей, сюжет о событиях французской революции в сопровождении современной хореографии, акробатических номеров и фейерверков. На сцене работали 190 артистов со всего мира То, что увидели киевские зрители, плод творчества не только Роджера Уотерса и Януша Йозефовича, но и дирижеров из Лондона, польских продюсеров и еще огромной команды, в которую вошли 190 человек, работающих непосредственно на сцене: солистов оркестра, хора, балета, актеров, циркачей, каскадеров. Один хор, расположившийся слева, состоял из 124-х солистов из Польши, Лондонского комьюнити-хора, украинского Государственного эстрадно-симфонического хора и детского хора мальчиков школы им. Лысенко. Кроме солистов местным оказался и конь, который имел честь вынести на сцену ирландского тенора.
Как рассказали организаторы, «Ca Ira» – это название песни времен Великой французской революции. Правда, Уотерс добавил в перевод названия каплю креатива и французское сочетание «это пойдет» превратилось в «надежда есть». По словам организаторов, уникальность этого произведения заключается в смешении стандартной оперной программы с цирковым стилем. Картины Французской революции всплывают и оживают перед современным слушателем. При этом автор считает, что в опере угадывается определенная параллель между событиями конца XVIII века и нынешней политикой США. Все может быть, все может быть…
Вообщем, не бойтесь оперы – это поистине шоу, которое стоит того, чтобы его посетить хотя бы раз и составить свое собственное мнение. Удачи Вам в нелегкой борьбе за просвещение!