ФАБЛЬО
- небольшой веселого характера рассказ в стихах (восьмисложные строки, срифмованные попарно) в средневековой французской литературе. Насчитывают около 150 Ф. Все они относятся к эпохе от середины 12 века до середины 14 века и принадлежат большею частью, северной Франции. Лишь немногие из Ф. — чужеземного происхождения, чаще же Ф. и зародились во Франции, о чем говорят указания на исторические имена и события, особенности изображенных нравов и пр. Из авторов Ф. известны лишь немногие, почти все Ф. — анонимны; их сочиняли бродячие стряпчие и писцы, странствующие музыканты и певцы. Стиль Ф. — неряшливый, грубый и притом сухой; в них голый натурализм, чуждый какой бы то ни было идеализации;; образность, описания природы, фантастика в Ф. отсутствует. Заключались Ф. нравоучением, которое иной раз присоединялось чисто внешним образом, а самое содержание Ф. весьма часто отличалось чрезмерным цинизмом. Наряду с любовными приключениями в сюжет Ф. входили еще, напр., проделки воров, вышучивания священников и буржуа; выводились и святые, даже бог — все в том же характерном для Ф. тоне. Художественная сторона Ф. стояла, вообще, низко. Ф. были обращены к невзыскательной публике или читателям. Однако, нельзя не отметить в Ф. обычную там быстроту действия и живость диалогов. Главное же значение Ф. в развитии литературы состоит в том, что в них впервые обнаружился новый дух, сказавшийся в веселом, жизнерадостном отношении к миру взамен средневековой сериозности или мрачности.
ФАРД
- (араб. — единичный, отдельный), поэтический жанр в литературах Ближнего и Среднего Востока. Отдельный бейт, законченный по мысли и являющийся самостоятельным коротким афористическим стихотворением. Ф. часто создается экспромтом.
ФАХР
- (араб. — самовосхваление), жанровая форма арабской поэзии. В доисламской касыде Ф. составлял ее главную часть. Поэт восхвалял себя, свой род и свои подвиги. Ф. оставался традиционным и для исламской арабской поэзии.
ФИГУРНЫЕ СТИХИ
- стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.). Известны с 3 в. до н. э.; в русской поэзии у Симеона Полоцкого, В.Я.Брюсова, А.А.Вознесенского.
ФИГУРЫ
- особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр., анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание и др.). Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы.
ФОНЕМА
- nēma — звук), мельчайшая незначимая единица звукового (от греч. phō строя языка, служащая для образования и различения значимых единиц — морфем.
ФОНИКА
- 1. звуковая оорганизация речи; 2. область стихосложения, изучающая
звуковую организацию речи.
ФРАШКА
- (польск. fraszka, от итал. frasca — пустяк, вздор), остроумные стихотворные миниатюры в польской поэзии. Размер от 2 до 16 строк. Содержание Ф. разнообразное — от шутки, каламбура и анекдота до эпиграммы и общественно-политической сатиры.
ХАДЖВ
хиджа, поэзия осмеяния и поношения, инвектива, хула в средневековых арабской, персидской, турецкой, азербайджанской литературах и в литературах народов Средней Азии. Возникла одновременно с панегириком как его функциональная антитеза.
ХАМРИЙАТ
- «винная поэзия», арабское название поэзии, посвященной воспеванию вина и опьянения. Тема появляется еще в доисламской арабской поэзии, первоначально в качестве составной части касыды, например у Амра ибн Кульсума (VI в.).
ХАМСЕ
- (араб.; перс. хемсе), совокупность пяти больших поэм-месневи одного автора в персидском и ряде тюрко-язычных литератур. Впервые такое собрание поэм появилось в творчестве азербайджанского поэта XII — начала XIII вв. Низами Гянджеви.
ХИАЗМ
- синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.
ХОККУ
- (хайку), жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
ХОЛИЯМБ
- (греч. choliambos хромой ямб), стих античной комической и трагикомической поэзии, 6-стопный ямб с хореическим перебоем на последней стопе.
ХООЛОСТОЙ СТИХ
- нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.
ХОРЕЙ
- (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.
ХОРИЯМБ
- (греч. choriambos), в метрическом стихосложении стопа из долгого, 2 кратких и долгого слога; в силлабо-тоническом стихосложении 2 стопы ямба, из которых в 1-й стоит сверхсхемное ударение и пропущено схемное ("Мысль изреченная есть ложь", Ф.И.Тютчев).
ЦЕЗУРА
- словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.
ЦИКЛ
- (от греч. kýklos — круг), группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому (стихотворные сборники романтиков), идейно-тематическому («Записки охотника» И. С. Тургенева) принципу или общностью персонажей (серия романов и новелл).
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДАКТИЛЬ
- см. Мора.
ЦЫ
- жанр китайской классической поэзии. Возник в VIII в. на основе народного песенного творчества. Его расцвет — XI—XII вв. Первоначально Ц. создавались как песенно-романсовый текст на определенные мелодии (более 800).
ЧАСТУШКА
- жанр русского словесно-музыкального фольклора, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети XIX в.; генетически связана с различными традициями.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
- взаимная замена звуков в одной и той же морфеме в различных случаях ее употребления, выполняющая роль основного или дополнительного морфологического показателя (в русском языке нос-ить / нес-ти; мог-у / мож-ешь).
ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ
- строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
- см. Пеон.
ШАРЖ
- преувеличение каких-либо сторон действительности до того, что они становятся неправдоподобными и, вместе с тем, смешными. Ш. обыкновенно называют нехудожественные, рассчитанные специально на то, чтобы вызвать смех, изображения, чуждые истинного комизма и юмора.
ЭВФОНИЯ
- см. Фоника.
ЭКЛОГА
- (от греч. ekloge отбор), жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки.
ЭКСПРОМТ
- (от лат. expromptus готовый) - 1. Небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, созданное мгновенно, разновидность импровизации.
2. Лирическая музыкальная пьеса импровизационного склада, преимущественно для фортепьяно.
3. В широком смысле различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной подготовки ("выступать экспромтом").
ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ
- двустишие из гекзаметра и пентаметра ("пятимерника", т. е. гекзаметра с усечениями в середине и в конце стиха) размер античных элегий, эпиграмм, некоторых видов эпоса.
ЭЛЕГИЯ
- (греч. elegeia) 1. Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма ("Признание" Е.Баратынского).
2) Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.
ЭЛИЗИЯ
- (лат. elisio, букв. — выталкивание), в стихосложении: выпадение одного из двух гласных звуков при встрече двух гласных на стыке слов; звук может слышаться, но в счет слогов не идет (теряет метрическую значимость).
ЭЛЛИПСИС
- 1. пропуск подразумеваемого слова; 2. замена сказуемого междометием.
ЭМФАЗА
- (греч. Εμφάζη — указание, выявление) — стилистический термин, обозначающий придание мысли особой выразительности посредством нарочитого выделения, подчеркивания в ней какого-нибудь слова. Напр., «Будь мужчи́ной!», «Ну, и хоро́ш ты!» и т. п. — эмфатические выражения обыденной речи. Логическое ударение, которое придает особую выразительность слову, зависит прежде всего от интонации и ею определяется, но Э. не есть специально декламационное явление, так как она может предопределяться уже самим строением фразы, фигурацией речи. Напр., «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!» (Гоголь), «Я очи знал, — о, эти очи!»; «Не плоть, а ду́х растлился в наши дни» (Тютчев); «Я помню тот день и тот ча́с, как «оно́» — начало́сь» (Андрей Белый). Э. часто зачисляется в разряд фигур, но это — недоразумение. Э. может быть результатом фигурации речи, та или иная фигура, напр., инверсия, повторения, антитеза, градация, литотес и др. может создавать эмфазу, но эмфаза, как таковая, не есть особая фигура. Обилие в речи фигур, порождающих эмфазы, неминуемо придает ей особую напыщенность, приподнятость и обычно характеризуется как эмфатический стиль.
ЭНКЛИТИКА
- перенос ударения на предшествующее слово так, что слова
произносятся как целое.
ЭПИГРАММА
- (греч. epigramma, букв. надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С.Пушкина). В античной поэзии стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи см. Эпиграф).
ЭПИГРАФ
- (от греч. epigraphe надпись) 1. В античности надпись на памятнике, здании.
2. Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Э. поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника).
ЭПИТАЛАМА
- (от греч. epithalamios свадебный), стихотворение или песня в честь свадьбы, получившие литературное оформление в античной поэзии в 8-6 вв. до н. э. Эпиталамы сочинялись композиторами 19-20 вв. (Ф.Лист, А.Г.Рубинштейн и др.).
ЭПИТАФИЯ
- (от греч. epitaphios надгробный), надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром (эпоха классицизма) панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.
ЭПИТЕТ
- (греч. epitheton, букв. приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий").
ЭПИТРИТЫ
- четыре греческих стопы из трех долгих и одного краткого, по схеме:
1| — — —
2| — — —
3| — — —
4| — — —
в русском ямбе возможны при соединениях «спондея» с метростопами.
ЭПИФОРА
- повторение слов или словосочетаний в конце стихов.
ЭПОМОНИОН
- одна из прикладных форм стихотворчества, имеющая весьма малое распространение, стоит в той группе, где липограмма, хронограмма, фигура и др. Суть таких стихотворных опытов главным образом в том, что их изысканное изящество обнаруживается лишь при зрительном восприятии рисунка стихотворения. При чтении же их, напр., с эстрады лишь очень тонкий и образованный критик почувствует структуру пьесы. Подобные литературные произведения процветают лишь в эпохи культа книги, как самоценного художественного произведения.
ЭХО-РИФМА
- парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе
слово повторяет последние слоги предшествующего.
ЯМБ
- (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)



