РАЁШНЫЙ СТИХ
- русский народный стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке, например:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навтречу ему Балда
Идет сам не зная куда.

А.С. Пушкин ("Сказка о попе и о работнике его Балде").

РАВНОСЛОЖНОСТЬ
- (изосилабизм) - одинаковое количество слогов в отрезках речи. На равносложности основано силлабическое стихосложение.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ
- заданная форма строения стихотворной строки. Р. с. - в зависимости от системы стихосложения - определяется количеством слогов (в силлабической), ударений (в тонической) или стоп (в метрической). По числу слогов в стопе в русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных Р. с.: двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый Р. с. может варьироваться по количеству стоп (4-стопный ямб; 5-стопный ямб и др.)

РАПСОД
- (от греч. rhapsodos, от rhapto - шью и ode - песнь, или от rhabdos - трость и ode - песнь ) - чтец-декламатор в Древней Греции, исполнявший созданные ранее эпические произведения. В отличие от аэда (импровизатора), выступая на поэтических состязаниях, держал в руке не лиру, а лавровую трость (символ права выступать на собрании). Р. способствовали распространению гомеровских поэм.

РАСА
- (санскр., букв. — вкус), категория средневековой индийской поэтики

РЕДИФ
- (араб., букв. — сидящий позади всадника) — термин поэтики народов Ближнего и Среднего Востока. Одно слово (краткий Р.) или группа слов (развернутый Р.), повторяющиеся в неизменной форме в конце стихотворной строки после рифмы.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
- (от позднелат. reminiscentia - воспоминание) - отзвук, отголосок, воспроизведение автором в художественном тексте (преимущественно поэтическом) отдельных черт чужого или своего более раннего произведения; бессознательное или преднамеренное напоминание о другом произведении; осознанно или непроизвольно использованная автором цитата (часто скрытая), заимствование образов или ритмико-синтаксических ходов другого произведения. Целенаправленно использованная Р. рассчитана на ассоциации читателей. Известны многочисленные реминисценции из Байрона в поэзии М.Ю. Лермонтова или ранней романтической лирике А.С. Пушкина, например:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...

А.С. Пушкин ("Погасло дневное светило...")

РЕТАРДАЦИЯ
- (от лат. retardatio - замедление, запаздывание, задержка) - художественный прием; замедление развития сюжетного действия посредством включения в текст внесюжетных элементов: описаний природы и интерьера, лирических отступлений, неоднократных повторов, однородных эпизодов, вставных новелл и т. п. (например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина финал III и начало IV главы ).
 
РЕФРЕН
- ( франц. refrain - припев) - стих (иногда два стиха или более), повторяющиеся в каждой строфе (куплете песни), как правило, буквально или с незначительными изменениями. Обычно стоит в конце строфы, но может находиться также в ее начале или середине. Примером использования Р. может служить стихотворение А.С. Пушкина "Храни меня, мой талисман...".

РИТМ
- (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических элементов; упорядоченность ее звукового строя. "С понятием "поэтический Р." связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы:
1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический Р.);
2) стиховых строк равной длительности (силлабический);
3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический);
4) звуков в конце строк (рифма);
5) звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);
6) чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца - мужское и женское, мужское и дактилическое, женское и дактилическое и т.д. (каталектика);
7) пауз в конце стиховых строк;
8) пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура);
9) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической (см. МЕТР) основой стиха (интонационный Р.);
10) тождественных или аналогичных стиховых групп (строфический).
Отсутствие (или ослабление) того или иного ритмического фактора компенсируется за счёт других".

РИТМИЗОМЕН
- (греч.) — материя стиха, то, на чем выростают ритмические явления. Аристоксен называл ритмизоменом речь и музыкальные звуки, когда они подчинены законам ритма, когда они обратились в легко-подвижный материал, вошедший в ритмические схемы.
 
РИТМИКА
- (от греч. rhythmicos - равномерный, размеренный) 1. Ритмический строй стихотворного произведения или группы произведений того или иного поэта, или периода, или поэзии на данном языке. 2. Раздел стиховедения, изучающий ритм. 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
- (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура; вопрос, содержащий утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?…

М.Ю. Лермонтов.

Р.в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению; отличается яркой восклицательной интонацией, выражает крайнее напряжение чувств. Р.в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
- (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура; подчеркнутое обращение к кому-л.(чему-л.). Р. о. служит не только для называния адресата речи, но и для того чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи:

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.

А.С. Пушкин

РИТОРНЕЛЬ
- терцетная строфа, имеющая две рифмы, в первом и третьем стихе, второй остается без рифмы. Второй терцет имеет новую пару рифм, третий тоже по той же схеме и т. д. Второй стих каждого терцета обычно не встречает себе рифмы до конца. Принято разнообразить эту форму укорочением определенных стихов каждого терцета. Размер неопределенный, число стоп тоже. Формы бесконечного типа, — по началу игривого содержания. В Италии употреблялась под музыку. Характер песенный.

РИФМА
  - (от греч. rhythmos - соразмерность) - повтор отдельных звуков или звукосочетаний, связывающих окончания двух или более стихотворных строк (например, труды - руды, пламя - память, труде - везде и др.); одинаковое или сходное звучание окончаний стихов. По месту ударения различаются Р. мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая. Р. может быть простая: рифмуются между собой два слова (радость - младость) и составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему - по-своему, где вы - девы). По точности созвучия Р. бывает точная (белый - смелый, Евгений - гений), приблизительная (белый - мелом), неточная (я - меня, пламя - память, неведомо - следом). По наличию опорных звуков (согласных, стоящих перед ударным гласным) выделяется Р. богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному (ревновать - изнывать), и бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (лицемерить - верить). Богатые Р. всегда оценивались как особо звучные. Выделяют также омонимические Р. ("...Башня Кремля... // С галкой, устало прикрывшей веко, // Являла пейзаж Х века..." (И. Сельвинский)); тавтологические - повтор слова в конце стихов ("А что же делает супруга // Одна в отсутствие супруга?" (А.С. Пушкин)); каламбурные - составные Р., построенные на игре слов, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта ("Область рифм - моя стихия, // И легко пишу стихи я" (Д.Д. Минаев)). По взаимному расположению рифмующихся строк Р. бывает смежная (или парная - схема рифмовки аавв), перекрестная (схема рифмовки авав), опоясывающая (или охватная, или кольцевая - схема рифмовки авва).
 
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ
принято называть исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении: произведение может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения. Литература в соответствии с этими тремя способами изображения действительности и человеческой личности делится на три рода: эпос, лирика, драма. Р. л. всегда проявляется через вид (см. жанр). В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жанров): эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот и т. д. - в эпосе; стихотворение, послание, элегия и т. д. - в лирике; трагедия, комедия, драма и т.д. - в драматическом роде. Существуют также межродовые формы (лиро-эпическая и лиро-драматическая), которые не являются особыми Р. л. ; они сочетают в себе особенности изображения, присущие лирике и эпосу (в лиро-эпике), лирике и драме (в лиро-драме).

РОМАН В СТИХАХ
- лиро-эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так же, как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей, человека и общества; но, помимо эпических средств изображения действительности (движение сюжета, развитие характеров и т. п.), использует лирические (стихотворная форма, образ лирического героя, "замещающего" повествователя, лирические отступления, прямое, открытое выражение чувств и переживаний, отношения автора к героям, повышенная эмоциональность). Примерами Р. в с. являются "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Дон Жуан" Дж. Байрона, "Спекторский" Б. Пастернака и др.

РОМАНС
- (франц. romance < roman - романский, на романском языке) - небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом. Для стихотворного текста, положенного в основу Р. , характерны напевность, мелодичность, как правило, простой синтаксис. Многие стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого и др., положенные на музыку, стали известными Р. , например романс "Я помню чудное мгновенье.." М.И. Глинки, написанный на стихи А.С. Пушкина.

РОНДЕЛЬ
-  (франц. rondel, от rond — круг), твердая стихотворная форма (см. Твердые формы); развилась из виреле путем сокращения припева до 1—2 строк, поначалу часто смешивалась с рондо. Была популярна во французской поэзии XIV—XV вв.

РОНДО
- (франц. rondeau), в стихосложении твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar.  Популярно в поэзии барокко и рококо.

РУБАИ
-  (араб.), одна из самых распространенных форм лирической поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии. Четверостишие, рифмующееся чаще всего по схеме aaba, реже — aaaa:

"В детстве ходим за истиной к учителям,
После ходят за истиной к нашим дверям.
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем прахом. Вот смысл этой сказки, Хайям." 

РУНЫ
- эпические народные песни карелов, финнов, эстонцев. Сюжеты Р. связаны с архаичными космогоническими мифами: образами культурных героев — демиурга Вяй-нямёйнена, мифического кузнеца Ильмаринена.
 
РЭНГА
-  (стихотворение-цепь, нанизанные строфы), жанр японской поэзии. Возник в XI—XII вв. из поэтической игры, основанной на групповом стихотворчестве в строфике танка.

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ
- ударение на слабом месте стихотворного метра ("Дух отрицанья, дух сомненья" М.Ю.Лермонтов). См. Сильное место и слабое место.

СЕКСТИНА
- (сестина) (итал. sestina, от sesto, лат. sextus шестой), твердая форма: стихотворение из 6 строф по 6 стихов, кончающихся 6 "ключевыми словами", повторяющимися (в сложно меняющемся порядке) из строфы в строфу; заключительное 3-стишие содержит все 6 ключевых слов ("Опять, опять звучит в душе моей уныло", Л.А.Мей). 

СЕПТЕТ
- семистишие, хотя термин этот закреплен лишь за половинным сонетом (полусонетом). Одно четверостишие и один терцет. Имеет четыре рифмы, третью рифму терцет берет из четверостишия (катрена). Нарушение сонетного принципа. 

СИДЖО
- жанр корейской средневековой поэзии, трехстрочное стихотворение. Строка распадается на два полустишия, каждое из которых состоит из двух стоп, за исключением пятого, как правило, трехстопного. Сиджо пелись.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
-  см. Метрика.

СИЛЬНОЕ МЕСТО И СЛАБОЕ МЕСТО
- ("арсис", "икт" и "тесис", "междуиктовый интервал") в стихосложении, чередующиеся слоговые позиции в стихе, образующие его метр; так, в силлабо-тоническом 4-стопном ямбе сильные (С) и слабые (с) места чередуются в последовательности сСсСсСсС (где повторяющееся сочетание сС называется стопой) и различаются тем, что ударные слоги неодносложных слов могут занимать только позиции С.

СИНЕРЕЗ
-  см. Мора.

СИНКОПА
- (греч. synkope, букв. обрубание, сокращение) 1) В музыке смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.
2) В стихе - переакцентуация.

СИЦИЛИАНА
- восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб.

СЛОВО
(полноударное)- единица соизмеримости стихов в тоническом  стихосложении.

СЛОВОРАЗДЕЛ
- граница между словами в стихе. Постоянное совпадение  словораздела со стопой придает стиху монотонность.Например, у Маяковского  сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.
 
СЛОГ
- единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.

СМЕЖНАЯ РИФМОВКА
- рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб).

СОНЕТ
- четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.
 
СПЕНСЕРОВА СТРОФА
- девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc; 1-8-я стр.к. 5-стопный, 9-я 6-стопный ямб. Создана Э.Спенсером.

СПОНДЕЙ
- 1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов;
  2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов

СТАНСЫ
- (франц. stance строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба), напр. "В надежде славы и добра..." А.С.Пушкина.

СТИХ
- ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с
другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически.

СТИХОВЕДЕНИЕ
- отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных  произведений.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ
- искусство ритмической организации художественной речи.
Отличают такие разновидности С.:
1. метрическое  - (или античное, или количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания. Употребляется обычно в языках с долготой и  краткостью гласных, имеющей смыслоразличительное значение: в  древнегреческом, латинском, древнеарабском, персидском и др.
2. силлабическое  - основано на соизмеримости стихов по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением (восточной группы индоевропейских языков:
ряда древнеславянских, романских и др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники.
3. силлабо-тоническое - слогоударное, основанное на упорядоченном чередовании ударных и  безударных слогов.
4. тоническое- основано на соизмеримости стихов по числу ударений, т.е.  полнозначных слов; количество безударных слогов между ними произвольное.  Преобладает в говорном стихе, характерно для языков с сильным  незакрепленным ударением.
 
СТОПА
- единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях.

СТРОФА
- (от греч. strophe, букв. поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.
   
СТРОФИКА
- раздел стиховедения.

СТЫК
- звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф,  предложений.
   
СТЯЖЕНИЕ
- 1. В лингвистике слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг.
   2. В метрическом стихосложении замена двух кратких слогов одним долгим.
   3. В дольнике замена двухсложного междуиктового интервала односложным.

ТАВТОЛОГИЯ
- (от греч. tauto то же самое и logos слово): 1. сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов («истинная правда», «целиком и полностью», «яснее ясного»). 2.  Явный круг в определении, доказательстве и пр. (лат. idem per idem то же через то же). 3. Логически истинная формула (высказывание), логический закон.

ТАКТОВИК
- тонический стих, в котором объем междуударных итервалов
колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному  стиху.
 
ТАНКА
- (япон. короткая песня), жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

ТАРДЖИБАНД
- строфическая форма восточной поэзии. Строится по схеме рифм аа, ба, ва ... , завершаясь связывающим бейтом с парной рифмой.

ТВЕРДАЯ ФОРМА
- стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии с 13-15 вв. употребительны преимущественно твердые формы французского и итальянского происхождения (сонет, триолет, рондо, рондель-секстина), с 19 в. также и восточного (газель, рубаи, танка).

ТЕЛЕСТИХ
- стихотворение, в котором конечные буквы каждого из стихов образуют слово или фразу (часто имя автора или адресата стихотворения). По аналогии: акростих - участвуют начальные буквы и мезостих - слово или фразу образуют буквы в середине каждого стиха

ТЕРЦИНА
- (от лат. terzа rima третья рифма), 3-стишная строфа, ряд которых дает непрерывную цепь тройных рифм abа bcb cdc ("Божественная комедия" Данте).

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
- система стихосложения, основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются "чисто-тоническое" стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число, во 2-м также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
- см. Амфибрахий, Анапест, Дактиль.

ТРИБРАХИЙ
- стихотворный метр, образуемый трехсложной стопой без сильных мест (слогов). В классической поэзии встречается чаще в первой стопе дактиля. Например: "И пробуждЁнной прирОды картИной / Не насладИлся из нИх ни едИный".

ТРИОЛЕТ
- одна из твердых (канонических) форм. Т.  имеет 8 стихов на две рифмы. Стихи 4-й и 7-й
- повторы первого стиха, 8-й — повтор вторго::
Окруженная снами луна
Вызывает змею из ущелья.
Я молюсь тебе в капище сна,
Окруженная снами луна.
Ах, тиха же моя тишина,
Высоко, высоко моя келья.
Окруженная снами луна
Вызывает змею из ущелья. а—1=4=7
b—2=8
а—3
а—4=1=7
а—5
b—6
а—7=1=4
b—8=2

ТРОПЫ
- (от греч. tropos поворот, оборот речи) - 1. в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному. На соотношении прямого и переносного значений слова строятся три типа тропов: соотношение по сходству (метафора), по контрасту (оксиморон), по смежности (метонимия). В художественных текстах тропы различные способы словопреобразований (от слова к образу) и соотношений между ними. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности и являются важным элементом художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет и др.
2.  Вставки в канонизированный текст или григорианский напев. Расцвет практики тропов приходится на позднее средневековье. Тропы были связаны с народной песенностью и послужили основой литургической драмы.

ТРОХЕЙ
- то же, что хорей.

ТУЮГ
- в классических тюркоязычных литературах четверостишие, написанное одним из размеров аруза с системой рифм ааба, реже абвб, с игрой слов в рифме.

УДАРЕНИЕ
- усиление голоса или повышение тона на одном слоге сравнительно с другими слогами того же слова или целого словосочетания.
   
УДАРНИК
- акцентный стих.

УДАРНЫЙ СЛОГ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ
- основные понятия силлабо-тонического и тонического стихосложения: в силлабо-тоническом стихосложении У. с. тяготеют к метрически сильным местам (иктам), безударные слоги — к слабым местам.

УСЕЧЕНИЕ
- в стихосложении неполная стопа в конце стиха или полустишия (например, в хорее с мужской клаузулой последняя стопа имеет не два, а один слог). Усеченная рифма — рифма с лишним согласным (реже — гласным) звуком в одном из ее членов

УСИЛЕНИЕ
- или градация. У.  состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. "Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен ( "О венке").

УСКОРЕНИЕ
- см. Пиррихий.

Отредактировано Лара ПЕСЕНКА (2008-12-30 01:33:12)