ЛАКОНИЗМ
- (от греч. lakonismos - краткость выражения, присущая спартанцам, жителям Лаконии) - предельная краткость выражения, сжатость и точность языка, доходящая до афористичности.
ЛЕ
- старая французская форма типа так наз. бесконечных. Рифм две. Схема:
1__________________b
2__________________b
3 _________а
4__________________b
5__________________b
6 _________а
7__________________ b
8__________________b
9 _________a
Размер неопределенный, число стоп в стихах первом, втором, четвертом, пятом, седьмом, восьмом и т. д. равное. В третьем, шестом и девятом приблизительно наполовину меньшее. Не будет ошибки, если взять обе рифмы мужские или обе женские, или дактилические (для русского стиха) при условии соблюдения принципа двурифменности. В русской поэзии никаких традиций эта форма не имеет. В старой французской поэзии определенной группы стоп с этой формой связано не было.
ЛЕЙМА
- см. Пауза.
ЛЕЙТМОТИВ
- (от нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - конкретный художественный образ, выразительная деталь или даже слово, многократно повторяемые, упоминаемые, проходящие сквозь произведение и служащие для раскрытия авторского замысла (см., например, "Легкое дыхание" И.А. Бунина, "Как хороши, как свежи были розы..." И.С. Тургенева).
ЛЕКСЕМА
- ассоциативная группа, составляющаяся из отдельных слов. Всякое слово может быть сходно с другим словом или целиком или какой-либо своей частью (или частями). С другой стороны, сходство может быть в звуках или в значении или в том и в другом.
ЛЕОНИНСКИЙ СТИХ
- (позднелат. versus Leoninus, происхождение назв. неясно) - рифмованные гекзаметр и пентаметр, широко употребительные в средневековой латинской литературе (расцвет XI—XII вв.).
ЛИМЕРИК
- особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая
жесткую схему рифмовки(а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно
юмористическая).
ЛИПОМЕТРИЯ
- (метр) - термин для обозначения одной или нескольких стоп, укороченных по отношению к основным стопам стиха. Л. начальная (анакруса), если укорочена 1 стопа стиха. Если укорочение встречается в конце, то Л. приобретает характер каталектики.
ЛИРИЗМ
- прямое выражение эмоций; очевидная проявленность чувств, эмоций, настроений персонажей и автора, передача их в художественном произведении. Может иметь место в произведениях любого рода литературы.
ЛИРИКА
- (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы, изображающий отдельные состояния, мысли, чувства, впечатления и переживания человека, вызванные теми или иными обстоятельствами. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта или лирического героя. Чувства, переживания не описываются, а выражаются, создавая образ-переживание. Характерные особенности Л. - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. Самый субъективный род литературы.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
- см. ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
- внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
- жанры смешанной формы, сочетающие в себе особенности изображения действительности, присущие эпосу и лирике. В Л.-э. произведениях часто присутствуют развернутый сюжет, подробно и определенно обрисованные характеры, но в то же время представлены внутренний мир героев в его развитии, непосрественно выраженные переживания пота-повествователя и др. Л.-э. ж. - баллада, поэма, роман в стихах.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ
- см. Прием.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД
- см. РОД
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СБОРНИК
- начиная с 50—60-ых годов XIX в., один из наиболее распространенных видов собирательной литературы — изданий, представляющих собой соединение произведений различных авторов. От альманахов Л. с. отличается тем, что в нем уделялось больше места критике и публицистике; от толстых журналов — непериодичностью появления.
ЛИТОТА
- (от греч. litotes - простота, малость, умеренность) - троп, противоположный гиперболе; художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета ("мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок").
ЛИТОТЕС
- (греч. Λιτότης, незначительность, умеренность) — стилистическая фигура, смягчающая речь и состоящая в том, что вместо прямого выражения употребляется противоположное ему по смыслу в соединении с отрицанием. Напр., «не хорошо» вместо «плохо»; «не плохо» вместо «хорошо»; «не смею спорить» вместо «я принужден (или обязан) согласиться» и т. п.
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
- поэтически-художественное слово, рассчитанное на ритуальное повторение в обиходе христианской общины; этим Л. п. отличается внутри более широкого круга христианской поэзии вообще.
ЛОГАЭДЫ
- в античном стихосложении стихи, составленные из разнометрических
стоп.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
- более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л-им у-ем обозначается психологическое сказуемое суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли. Наприм., в предложении: «Я написал письмо товарищу» каждое слово может иметь на себе Л. У., изменяющее соответственным образом значение суждения, выраженного этим предложением, и указывающее, что главным предметом мысли (сказуемым суждения) являются «я», а не кто другой, или «написал» (а не «напишу», «не написал»), или «письмо» (а не что-н., не заслуживающее, этого названия), или «товарищу» (а не кому-н. другому).
МАГИСТРАЛ
- строка, строфа или целое стихотворение, ведущее за собой по определенным законам дальнейшее — см. «Сонет», «Триолет».
МАДРИГАЛ
- (от итал. madrigale, от позднелат. madricale - песня на родном языке) - в классической поэзии стихотворение хвалебного содержания (противоположно эпиграмме, но сходно с ней небольшим объемом и структурой). Как правило, обращено к женщине.
Мадригал М…ой
О вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее – узнаете любовь.
О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь.
(А.С. Пушкин)
МАДХ
- (араб.), панегирик, самостоятельный жанр арабской доисламской поэзии. Темы М. — перечисление и восхваление достоинств и заслуг героя и его племени. Наиболее известными панегиристами в доисламское время были поэты аль-Аша, ан-Набига аз-Зубьяни.
МАКАРОНИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
- (итал. poesia maccheronica), сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Название возникло в Италии.
МАКРОС
- греческая односложная стопа, обычно состоящая из одного долгого слога (две моры). У нас примеры М. у Асеева: «Соловей, вей, вей, — Запороги, гей, гей» в ударном стихе образуются, разумеется, путем паузования.
МАНИФЕСТЫ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ)
- такое название носят теоретические произведения художников слова — их высказывание о характере и задачах своей поэтической деятельности, поэтического творчества, вообще. Термин «Литературный манифест» вошел в употребление в XIX веке. «Литературный манифест» может выражать не только личный взгляд автора, но также отражать идеи той или иной литературной группировки.
В наиболее композиционно организованной форме «Литературный манифест» представляет законченное произведение, как бы систему теоретических положений.
МАЧАПАТ
- мочопат, силлабическая система стихосложения традиционной яванской литературы, а также литератур других народностей Индонезии — балийской, сундапской и мадурской. Известно около 20 канонизированных строфических разновидностей М.
МЕЖДУСЛОВЕСНЫЙ ПЕРЕРЫВ
- см. Словораздел.
МЕЗОСТИХ
- стихотворение, в котором буквы в середине каждого из стихов образуют слово или фразу (часто имя автора или адресата стихотворения). По аналогии: акростих- участвуют начальные буквы и телестих - слово или фразу образуют конечные буквы.
МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ
- (нем. Meistersinger, букв. — мастер-певец), немецкие средневековые поэты-певцы из бюргерской ремесленно-цеховой среды (Г. Сакс, Г. Фольц и др.), пришедшие на смену миннезингерам в XIV в.
МЕЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
- мелика (от греч. mélos — песня), греческая поэзия, достигшая расцвета в VI—V вв. до н. э. Произведения М. п. исполнялись под аккомпанемент лиры; отличались разнообразными комбинациями стихотворных размеров.
МЕЛОДИКА
- отрасль поэтики и лингвистики, изучающая мелодию речи, т.-е. ее интонацию, состоящую в чередовании повышений и понижений звуков речи. Мелодическое движение свойственно как стихотворной, так и прозаической речи. Поскольку оно своими особенностями воздействует на выразительность речи и на ее характер, постольку оно является и существенным ингредиентом в понятии стиля.
МЕЛОДИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
- (точнее, силлабо- мелодическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной высоты в стихе. Употребительна в языках, в которых высота звука ("музыкальное ударение") фонологична, напр. в китайском языке, где в классическом мелодическом стихосложении противопоставляются друг другу слоги с ровной и с восходящей или нисходящей мелодией.
МЕСНЕВИ
- маснави (араб. - сдвоенное), жанровая форма восточной поэзии, возникшая на иранской почве и получившая распространение по преимуществу также в тюркских литературах Ближнего и Среднего Востока.
МЕСОСТИХ
- (от греч. mésos — средний и stichos — ряд, строка, стих), см. Акростих.
МЕТАФОРА
- метафоричность (греч. metaphorá), вид тропа, перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
МЕТОНИМИЯ
- (греч. metonymía, букв. - переименование), вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности. Как и метафора, вытекает из способности слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции.
МЕТР
1. В античном понимании - длительность звучания стопы.
2. Основа звукового ритма стиха, дающая возможность предсказать появление
опаределенных звуковых элементов на определенных позициях.
МЕТРИКА
- 1. Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной
системе стихосложения;
2. Учение о строении стихотворной строки, о
системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
- (от греч. metron мера) (точнее, силлабо-метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом сложении единицей измерения стиха служит мора (доля), краткий слог равен одной море, долгий двум, и из них, как музыкальные такты из нот, составляются стопы стихотворного метра. Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична (смыслоразличительна), древнегреческом и латинском, арабском и персидском , отчасти индийских. Античное метрическое сложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.
МИМЫ
- вид комедии у греков и римлян. Мимы возникли на почве народного творчества и представляли сначала импровизации. Сюжетами мимов служили обыкновенно события обыденной жизни (прелюбодеяния, мошенничества); знамениты римские мимические поэты, называвшиеся мимографами.
МИННЕЗИНГЕРЫ
- (нем. Minnesinger — певец любви), немецкие средневековые поэты-певцы. Появились во 2 й половине XII в. под влиянием трубадуров. Воспевали рыцарскую любовь, служение богу и сюзерену, крестовые походы.
МИРАКЛЬ
- (франц. miracle, от лат. miraculum — чудо), жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы. Сюжет М. основан на «чуде», совершаемом каким-либо святым или девой Марией, на изображении вмешательства «небесных сил» в человеческую жизнь.
МИРОВАЯ СКОРБЬ
- см. Поэзия мировой скорби
МИСРА
- см. Бейт.
МНОГОСОЮЗИЕ
- полисиндетон, повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно — в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А. С. Пушкин). Противоположная фигура — бессоюзие (асиндетон).
МОЛОСС
- (тримакр, molossus) — стопа, имеющая три долгих слога (— — —) в древне-греческой и римской поэзии. Перейдя в русское стихосложение, молосс получил значение трехударной стопы (’ ’ ’). Употребительна, но основной считаться не может.
МОНОРИМ
- стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.
МОНОСТИХ
- (греч. monóstichos — одностишие, от mónos — один и stíchos — строка, стих), стихотворение из одной строки.
МОРА
- у римлян, хронос протос у греков, матра у индусов — есть означение времени, потребного для того, чтобы пропеть краткий слог. Это была первичная единица квантитативного стиха, так сказать его атом. Неделимость моры создает известную правильность и простоту греческой нотации, которую вообще нельзя рекомендовать, так как современные нотные означения проще и удобнее. Все остальные элементы квантитативного стиха были кратными море, долгий слог равнялся двум кратким или двум морам, были слоги длительности и большей; так, хронос-трисемос равнялся трем морам, хронос тетрасемос — четырем, хронос-пентасемос — пяти. Пауза (хронос-кенос) или лейма измерялась также морами. Но, несмотря на условие атомистичности моры, существовали слоги, долгота которых измерялась временем, которое было или несколько больше моры, или несколько больше двух мор; такие стопы называются иррациональными, в отличие от рациональных, которые были всегда кратны море. Поскольку существовало такое предварительное условие, долгие слоги могли быть растянуты (диализ) на два кратких, два кратких стянуты (синерез) в один долгий. То-есть, дактиль мог обратиться в спондей, трохей в трибрахий, пэан первый в бакхий и т. д. Иррациональные стопы, например, циклический дактиль, где долгий слог был несколько длиннее двух мор, а первый краткий несколько меньше моры, или иррациональный спондей трохеического стиха, где оба слога были несколько длиннее двух мор.
МОТИВ
- (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр., о «любовных мотивах» лирики Тютчева, «звездных мотивах» поэзии Фета и т. п.).
На самой примитивной стадии литературно-художественного развития, напр., в элементарном мифотворчестве отдельное художественно словесное образование покрывается, по большей части, развитием одного же, развертывающегося в цельное поэтическое произведение, мотива (таковы, напр.; так наз. légendes des origines и т. п.). Мотив здесь еще целиком совпадает с темой.
В дальнейшем движении художественной эволюции, на более совершенных стадиях литературного развития, поэтическое произведение образуется сростанием очень большого числа отдельных мотивов. В этом случае с темой совпадает главный из мотивов.
МОТТО
- краткое изречение или стихотворение, которое ставится иногда в начале произведения и которое определяет основной тон этого произведения или общее его настроение.
МУВАШШАХ
- жанр арабской средневековой строфической поэзии; небольшая поэма, предназначенная для пения под аккомпанемент музыкального инструмента. «Изобретение» М. арабская традиция приписывает поэту Мукаддаму ибн Муафа.
МУЖСКАЯ РИФМА
- рифма с ударением на последнем слоге.
МУСАДДАС
- (араб., букв. — ушестеренный), строфическая форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии. Шестистишия со схемой рифм aaaaaa bbbbba ccccca. Количество строф в стихотворении, написанном М., колеблется от 4 до 10.
МУСАММАН
- (араб., букв. — увосьмеренный), строфическая форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии, восьмистишия со схемой рифм aaaaaaaa bbbbbbba ddddddda.
МУСТЕЗАД
- форма классического стиха в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии. В М. длинные строки (14 и более слогов) чередуются с короткими (6 слогов). Количество строк в строфе от 2 до 10 пар длинных и коротких.
МУХАММАС
- (араб., букв. — упятеренный), строфическая форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии, пятистишия со схемой рифм aaaaa bbbba cccca… Форма использовалась преимущественно для создания стихотворений элегического содержания.
НАПЕВНЫЙ СТИХ
- один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным
(ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный,
песенный, романсный.
НАРОДНЫЙ СТИХ
- тонические стихотворные формы устного народного творчества:
говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины,
баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).
НАУЧНАЯ ПОЭЗИЯ
- зародилась во Франции в последней четверти 19-го века. Теоретиком и основоположником его явился поэт Рене Гиль (Réné Ghil).
По мнению Гиля, поэзия должна, в согласии с духом и научно-техническими завоеваниями нашей эпохи, войти в более тесное и глубокое соприкосновение с наукой, должна усвоить себе мировоззрение, построенное на последних данных науки, отбросив то устаревшее, мифологическое миропонимание, которое столько веков определяло конкретную идеологию поэтов, их темы, образы, выбор слов и т. п.
Но это не значит, что поэзии остается только перелагать в стихи научные данные: поэт, сознание которого охватывает весь кругозор современной ему науки, сумеет силой своего творческого прозрения оплодотворить ее новыми идеями.
Основная теоретическая работа Гиля «Трактат о слове» (Traité du verqe) вышел в 1885 г., и лег в основание его дальнейших трудов.
НЕБЫЛИЦА
- небывальщина, небыль, жанр народнопоэтического творчества; разновидность сказки и прибаутки, где вымысел доведен до абсурда, чем достигается комический эффект.
НЕНИЯ
- [лат. n(a)enia], похоронный плач, причитание в латинской народной поэзии; оказал влияние на топику эпитафий, элегий, надгробных речей.
НЕОЛОГИЗМ
- (от греч. neos – новый и logos - слово) - новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений или усиливающее выразительность речи. Н. образуются как на основе существующих форм, в соответствии с законами языка ("Будет буря— мы поспорим // И помужествуем с ней"; "О, рассмейтесь, смехачи"; "Стоял Январь, не то Февраль,// Какой-то чертовый Зимарь"), так и путем заимствования (тинейджер, брэнд). Н. способствует усилению выразительности, точности речи.
НЕОРОМАНТИЗМ
- возрождение романтической традиции в литературе конца XIX - начала XX столетия, с последующим ее переосмыслением и дополнением. Для Н. характерны повышенный интерес к сильной личности, к конфликту идеального и реального.
НЕСЮЖЕТНЫЕ (ВНЕСЮЖЕТНЫЕ) ЭЛЕМЕНТЫ
- вставные эпизоды и лирические (авторские) отступления в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие, основная функция которых - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связаных с сюжетом. Пример Н. э. - авторские отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина или "Мертвых душах" Н.В. Гоголя.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
- обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала; результат художественного обобщения действительности. О. х. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение.
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
- поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д
ОДА
- жанр лирической поэзии и музыки; торжественное патетическое,
прославляющее произведение. В античности - как хоровая песня. В 16-18 в.в.
- жанр высокой лирики (Вольтер, Г.Р. Державин).
ОДИННАДЦАТИСЛОЖНИК
- силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.
ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА
- строфа, состоящая из десяти строк и применявшаяся в одах XVI - XVIII веков во Франции, Германии, России и других европейских странах. Схема рифмовки О. с.: абабввгддг. Такой вид строфы использовал М.В. Ломоносов в "Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года":
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря:
"Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды".
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.
ОКСИМОРОН
- (от греч. oxymoron, буквально - остроумно-глупое) стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов - "живой труп" - Л.Толстой, "жар холодных чисел" - А.Блок
ОКТАВА
- восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- вид тропа; разновидность метафоры; такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать). Например: "О чем ты воешь, ветр ночной?// О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев).
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА
- строфа, созданная А.С. Пушкиным специально для романа "Евгений Онегин". Состоит из четырнадцати стихов со строгой системой рифмовки - абабввггдееджж, образует три четверостишия с различной схемой рифмовки (перекрестной, парной и опоясывающей) и завершается заключительным двустишием.
ОПОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
- согласный звук, который стоит перед ударным гласным и
входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМОВКА
- рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки соответственно, например:
Любовь и дружество до вас
Дойдут квозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
А.С. Пушкин
ОРАТОРСКИЙ СТИХ
- декламативный стих, в мелодике стиха — один из трех основных интонационных типов, наряду с говорным стихом, разновидностью которого он иногда считается, и напевным стихом.
ПАЛИНДРОМ
- искусственная стихотворная форма, состоящая в том, что слова в стихотворении расположены:
1) или так, что отдельные буквы, располагаясь в обратном порядке, т.-е. от конца к началу, дают ту же фразу, какая получается при чтении стиха от начала к концу (форма буквенного палиндрома);
2) или так, что слова, расположенные в обратном порядке, составляют первоначальный стих (форма словесного палиндрома). В последнее время ряд палиндромов дал Вал. Брюсов в его «Опытах» (1918 г.).
Пример буквенного палиндрома из стих. Брюсова: «Топот тише... тешит топот В дорожном полусне». Словесный палиндром: «Мерцанье встречает улыбки сурово».
ПАНТУН
- четверостишие с перекрестной рифмой в малайской и индонезийской народной поэзии. Напоминает русскую частушку.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
- в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим П. ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.
ПАРАФРАЗА
- (от греч.pariphrasis - пересказ) - передача другими словами или в другой форме содержания чего-л., например: П. строфы, сценический П. повести.
ПАРОДИЯ
- (от греч.parodia - противопеснь) - юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния. Известны П. как на отдельные художественные произведения или явления литературы, так и на творчество писателя в цело. Цель П. - «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеять. Например:
Осень. Скучно. Ветер воет.
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждет.
И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть...
Я не знаю: что такое?
Хоть бы книжку мне прочесть!
(Козьма Прутков)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
- (от фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости в тексте и придания речи особой эмоциональности: "Может быть, наш герой стал миллионером. Или художником. Или просто веселым нищим".
ПАСКВИЛЬ
- (от итал. pasguillo - статуя в Риме, на которой вывешивались сатирические стихи) - призведение клеветнического, оскорбительного характера, призванное унизить или скомпрометировать адресата.
ПАСТОРАЛЬ
или как прежде называли, буколики — собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков и проч. К П. относятся и деревенские идиллии.
Форма П. может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах), поэмы, сценические произведения и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дал греческий поэт Феокрит (3-й век до н.э.). В его изображении простая жизнь дана без всяких прикрас, со всеми лишениями, как спутниками бедности и тяжелого труда. В том же роде писали греческие поэты II-го века до н. э. Бион и Мосх (его стихотворение «Земля и море» переведено Пушкиным). У римлян славились «буколики» Виргилия (I-й век до н. э.). Здесь уже проявляется стремление противопоставить городской жизни простую и близкую к природе жизнь. Кроме того, Виргилий ставил себе целью прославление Августа и потому поместил в своих «буколиках» много намеков на современную ему политическую жизнь. Поэтому при всей поэтической прелести у Виргилия нет той простоты и естественности, как у Феокрита.
ПАУЗА
- (от греч. pausis - прекращение) - перерыв в течении речи. П. делятся на логические и ритмические (только в стихотворной речи). Ритмические П. бывают конечными (основная стиховая П., она показывают границу стиха) и внутренними (цезура, например, в гекзаметре).
ПЕНТАБРАХИЙ
- (pentabrachys. Orthonius) — пятисложная стопа, состоящая из пяти неударных слогов. Схема: . В русском стихосложении самостоятельно употребляться не может.
ПЕНТАМЕТР
- (от греч. pentametros - пятимерник) - в античном стихосложении - пятистопный дактиль необычной организации: две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две стопы дактиля + долгий слог. Обычно входит в состав элегического дистиха: "Слышу умокнувший звук // божественной эллинской речи; Старца великого тень // чую смущенной душой" (А.С. Пушкин).
ПЕНТЕМИМЕР
- в античном стихе цезура после пятой полустопы, в частности главная цезура в дактилическом гекзаметре.
ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИЯ
- в стихе, несовпадение ударения неодносложного слова с сильным местом стихотворного метра, напр.: "Сабли враз перехлестнулись /Кривыми ручьями" (Э.Багрицкий). В классическом силлабо-тоническом стихосложении переакцентуация не допускалась.
ПЕРЕНОС
- несовпадение интонационно-логического и метрического членения в
стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению
конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и
слоговые.
ПЕРИФРАЗА
- (греч. Περίφρασις, описание) — стилистический термин, обозначающий описательное выражение предмета по какому-либо его свойству или признаку. Например: «Царь зверей» вместо лев; «гороховое пальто» вместо сыщик; «Стагирит» вместо Аристотель по месту рождения. Особенно часто применяется перифраза при перечислении однородных предметов с целью избежать однообразия в именованиях. Особый вид перифразы составляет евфемизм.
ПЕСНЯ
- 1. Вид музыкального искусства; небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.
2. Жанр лирической или эпической народной поэзии.
3. Один из жанров лирики.
Происхождение П. связано с древними обрядами и ритуалами. Бытуют эпические и лирические П.. Лирические П. являются своеобразной формой самовыражения человека, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические П. относятся к эпическим жанрам литературы. Сюжетны, так как сочинялись и исполнялись по поводу торжественных событий: победа, прославление героев и т. п. Различаются народные (бытовые, свадебные, застольные, солдатские, бурлацкие и т. д.) и поэтические П. (песни Р. Бернса, П.-Ж. Беранже, А.В. Кольцова и др.)
ПИЗМОН
- (Pizmon) вероятно от псалом, др. евр. духовное стихотворение с обязательным повтором (рефрен). По исполнению сходство с греческ. антифоном (противогласник). Форма интересная с точки зрения требования народной поэзией рефренов.
ПИРРИХИЙ
- (от греч. pyrriche - военная пляска) - двусложная стопа (ямба или хорея), состоящая из двух безударных слогов, что обусловлено пропуском ритмического (метрического) ударения, например: "Мчатся тучи, вьются тучи, // Невидимкою луна // Освещает снег летучий. // Мутно небо, ночь мутна". (А. С. Пушкин). По мнению В.Е. Холшевникова, П. не нарушают размера, не ломают ритм стиха, но несколько разнообразят его, лишают монотонности, придают тонкие, но уловимые слухом оттенки. П. может появляться в любой по счету стопе стиха, кроме последней.
ПИРРИХИОДАКТИЛЬ
- (pyrrhichio-dactylus) пятисложная стопа, представляющая собой соединение пиррихия
( ) с дактилем (— ). Схема: — ; — .
ПИУТ
(Пиутим) или Пиют (Пиютим). Имея греческое происхождение, сохранился в еврейской духовной поэзии, где имеет значение гимна. Более широкое значение термина Пиут — вымысел, поэзия. В духовной еврейской поэзии встречаются П. различных видов: в форме акростихов (алфавитных и др.), в форме глоссы с библейским текстом в начальной строфе, в форме двухстишных и трехстишных строф.
ПЛЕОНАЗМ
- (от греч. pleonasmos - излишество) - разновидность речевой избыточности; повторение в тексте близких по смыслу слов и оборотов речи (предчувствовать заранее, повседневная обыденность). В художественном тексте, как средство усиления выразительности речи, выполняет различные стилистические функции, например: "Горьким смехом моим посмеюся" (Н.В. Гоголь). Употребление экспрессивно окрашенных плеонастических сочетаний характерно для фольклора (грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян).
ПОВТОР
- родовое название средств художественой выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс), синтаксические (синтаксический параллелизм, симплока) и лексические (анафора, эпифора, эпаналепсис, эпанастрофа).
ПОЛИСИНДЕТОН
- см. Многосоюзие
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
- поэзия «на случай», вызванная тем или иным событием в политической жизни, в определенном месте, в определенный момент. П. поэзия особенно развивается в моменты государственных переворотов, революций, кризисов общественной жизни. Спокойным эпохам она чужда. Яркое выражение П. поэзия получает во Франции, напр., со времени Фронды и до Людовика XV, язвительно отзываясь на все события политической жизни, а также во времена Революции, дав такие образцы ее, как «Карманьола» и т. п. Огромной художественной высоты П. поэзия достигает у Беранже, Барбье, Гюго.
В Германии П. поэзия особенно расцвела во время борьбы за независимость и у представителей «Молодой Германии» в 40-х годах XIX века. Образцами П. поэзии в русской литературе могут служить «Клеветникам России» Пушкина, «На взятие Варшавы» Тютчева, „Ex oriente lux“ Вл. Соловьева, многие стихи В. Брюсова из его «Семи цветов радуги» и «В такие дни», Сологубовские «Стихи о войне», «Скифы» А. Блока, многочисленные стихи «пролетарских» поэтов и проч.
ПОРТРЕТ
- ( фр. portrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя как средство его характеристики; разновидность описания; одно из средств создания образа. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (выражения лица, глаз, мимики, жестов, поз), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Так называемый психологический П. позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
- дополнение к законченному литературному произведению, имеющее характер рассуждения, личных признаний и соображений автора, выраженных им по поводу своего произведения.
ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ
- вид тропа, средство художественной выразительности преимущественно в устной народной поэзии; определение, устойчиво сочетающееся с определяемым словом и образующее в сочетании с ним образно-поэтическое выражение: «сине море», «добрый молодец», «красна девица», «каленая стрела», «сахарные уста», "горючие слезы".
ПОЭЗИЯ
- (греч. poiesis, от - poieo - творю, создаю) - 1. До середины XIX в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной (научной, официально-деловой, философской, публицистической).
2. Произведения различных жанров в стихах. В отличие от произведений художественной прозы, П. харатреризуется особой организацией художественной речи (ритмом, рифмой, делением на строки (стихи) и строфы), т. е. стихотворной формой.
ПОЭМА
- (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр; крупное стихотворное произведение (повесть или роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике). Повествование об исторических событиях или событиях жизни героев в П. неразрывно связано с восприятием и оценкой их повествователем (лирическим героем).
ПОЭТИКА
- (от греч. poietike - поэтическое искусство) - 1. Термин введен Аристотелем ("О поэтическом искусстве"). В античную эпоху П. - учение о художественной литературе вообще; позднее - описание художественной формы произведения. В эпоху Возрождения и Просвещения - наука о поэтическом творчестве, исследующая приемы стихосложения и средсва образной выразительности. наука о строении лит. произведений и системе эстетич. средств, в них используемых
2. В современном литературоведении П. - наука о строении литературных произведений и системе эстетичетических средств, в них используемых, а также об исторических законах их изменения, о возможных способах художественного воплощения авторского замысла.
3. Целостная система, совокупность художественных средств (композиция, сюжет, язык и стиль и т. д.), проявление которых в произведении обусловлено авторским замыслом или является характерным для того или иного жанра, писателя, направления, национальной литературы (например: П. романа, П. В.В. Маяковского, П. романтизма, П. японской литературы и т. д.) П. разделяется либо на общую, частную (описательную) и историческую, либо на теоретическую и историческую.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
- двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле.
ПРЕДИСЛОВИЕ
- вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что-либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч.
ПРОБЛЕМАТИКА
- совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной П.. Виды П. в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.
ПРОКЛИТИКА
- перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово.
ПРОСОДИЯ
- в русской поэтике подраздел стиховедения - учение о метрически
значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных).
ПЭОН
- в античном стихосложении стихотворный размер победных песен, состоящий из четырехсложных стоп длительностью в пять мор.

