ЗАВЯЗКА
- событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора.
ЗАМЫСЕЛ АВТОРСКИЙ
- первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения. З. а. может не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным. Уже в З. а., как правило, проявляются основные черты мировоззрения художника.
ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ
- одно из изобразительно-выразительных средств; целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов слов, однородных звуковых элементов и пр.) для усиления художественной выразительности речи, привлечения внимания к тем или иным словам в речевом потоке. З. о. р. включает в себя звуковые повторы (рифма, анафора, эпифора и др.), звукопись (аллитерация, ассонанс), звукоподражание.
Снег идет, // густой-густой, //
В ногу с ним, // стопами теми, //
В том же темпе, // с ленью той //
Или с той же // быстротой, //
Может быть, проходит время?
Б. Пастернак
ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХА
- см. Фоника
ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ
- основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков; см. Фоника и Повтор.
ЗВУКОПИСЬ
- в стихосложении, то же, что система звуковых повторов, в особенности — подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. («Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши», К. Д. Бальмонт).
ИГРА СЛОВ
- см. Каламбур.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- (от франц. idealisation - приближение к идеалу, приукрашивание) - последовательная трансформация действительности в художественном произведении, выражающаяся в создании идеальных образов. Может быть преднамеренной и непреднамеренной.
ИДИЛЛИЯ
- поэтическое произведение, рисующее картину простой наивной жизни, непосредственных чувствований и т. п. Родоначальником идиллии, как особого жанра, считается обычно греческий поэт Феокрит, сельские идиллии которого представляют «прекрасную мечту о сельской жизни» (Круазе). Позже образцы идиллии дал в своих «Буколиках» Вергилий, а в новое время — в XVII и в особенности в XVIII веке — стилизованная идиллическая «пастушеская» поэзия пользовалась большим успехом. Так, например, ряд идиллий дал Геснер (1730—1788), буколика которого своим формальным прообразом имеет Феокрита. Из русских идиллий можно назвать «Рыбаки» Гнедича, «Отставной солдат» Дельвига и т. д.
ИДИОМА
- (от греч. idíōma — особенность, своеобразие), разновидность фразеологизмов; оборот речи, выражение, свойственное данному языку и не переводимое дословно на другой язык: «бить баклуши», «коломенская верста», «дело в шляпе».
ИЗОМЕТРИЯ
- (греч. isometría — равномерность), соизмеримость отрезков (стихов), образующих стихотворную речь; обеспечивает предсказуемость конца каждого отрезка.
ИЗОСИЛЛАБИЗМ
- (от греч. isosyllabía — равносложность), одна из форм изометрии — одинаковое количество слогов в отрезках речи. Используется и в прозе (т. н. изоколон), и особенно в поэзии, являясь, в частности, основой силлабического стихосложения.
ИЗОХРОНИЗМ
см. Стопа
ИКТ
- (от лат. ictus — удар, ударение), или арсис, сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение; чередование таких сильных мест со слабыми (междуиктовыми интервалами) образует метр стиха.
ИМАЖИНИЗМ
10-го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы — Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф — наименование свое позаимствовали из Сборника «Стрелец» (1915 г.), в котором была напечатана статья Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы». Руководители нового движения в поэзии во главе с Эзрой Пуандом в Англии чисто внешним образом порвали с футуристом Маринетти, признали его трупом и приняли новое наименование: «Вортицистов» или «Имажинистов».
«Наша задача — говорили английские имажинисты-вортицисты — сосредоточена на образах, составляющих первозданную стихию поэзии, ее пигмент, то, что таит в себе все возможности, все выводы и соотношения, но еще не воплотилось в определенное соотношение, в сравнение, и тем самым не стало мертвым. Прошлая поэзия жила метафорами. Наш «вихрь», наш „vortex“ — тот пункт круговорота, когда энергия врезается в пространство и дает ему свою форму. Все, что создано природой и культурой для нас общий хаос, который мы пронизываем своим вихрем». Эти слова натолкнули группу молодых русских поэтов выступить под знаменем имажинизма. Если кубо-футуристы выдвинули на первый план «слово как таковое», слово, лишенное содержания, так называемый «заумный язык», если адамисты выдвинули в своем творчестве преклонение перед вещью, если пролетарские поэты стали рабами идеологии и лозунгу подчинили свое творчество, то имажинисты одно из изобразительных средств — образ — сделали своим единственным средством, а самое средство стало у них целью. Теоретиком весьма пестрой группы явился Вадим Шершеневич и в ряде своих устных и письменных заявлений развернул кредо имажинистов.
В своей брошюрке «2×2=5» этот весьма способный версификатор и подражатель поэтам разных школ рассматривает образ вне связи с другими образами, образ — особняк, образ, как таковой, образ как самоцель, как тема и содержание». «Необходимо — пишет он — чтобы каждая часть поэмы (при условии, что единицей мерила остается образ) была закончена и представляла самодовлеющую ценность, потому что соединение отдельных образов в стихотворении есть механическая работа, а не органическая, так полагают Есенин и Кусиков. Стихотворение не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять. Только в этом случае, если единицы совершенны, сумма прекрасна».
Одно из своих стихотворении в книжке «Лошадь как лошадь» этот поэт, разошедшийся со своим товарищами по группе, назвал Каталогом образов, к этому каталогу образов и свел свое творчество лидер имажинистов. Набор образов сводится к набору «самовитых слов». Вывод В. Шершеневича определенный: «Победа образа над смыслом и освобождение слова от содержания — тесно связаны с поломкой старой грамматики и переходом к неграмматическим фразам».
В своей теории В. Шершеневич всуе призывает имя Потебни, который в слове-образе видит три основные элемента: 1) внешнюю форму — членораздельный звук, 2) содержание, объективируемое посредством звука и 3) внутреннюю форму, т.-е. ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражалось содержание. Окно — око — звук, внешняя форма. Связь между этим звуком и внутренней формой, первоначальным этимологическим значением ясна: окно это око, при посредстве окна мы видим внешний мир, но за внутренней формой, выраженной в соответствующих членораздельных звуках, в каждый данный момент скрывается новое содержание, вкладывается новая мысль, объективируемая посредством звука: «надо прорубить в срубе окно», «в Европу прорубил окно», — в этих двух фразах в слово — окно — вложено разное содержание. Слово родилось от мысли, из потребности общения, и убить содержание слова значить убить самое слово. Об этом забывают имажинисты. В сущности теория бывшего футуриста Шершеневича является грубым заимствованием и пересказом манифестов Маринетти, его рассуждений о беспроволочном воображении и словах на свободе, словах без синтаксиса. Под беспроволочным воображением Маринетти подразумевает абсолютную свободу образов или аналогий, выражаемых освобожденным словом, без приводов синтаксиса и без всяких знаков препинания. Это беспроволочное воображение Маринетти связывает с головокружительным вихрем современного города, с его красотой быстроты, с его многогранностью одного сознания в одном чувстве мира. Шершеневич, этот футурист под маской имажиниста, является крайним из группы. Но все члены этой группы в своей поэзии стремятся заострить образ, пользуясь самыми отдаленными, неожиданными аналогиями, вечно гоняясь за новизной восприятия. В погоне за новизной имажинисты в каталог своих образов вводят нецензурные слова, «выражаются», как говорят в народе «и похабную надпись заборную обращают в священный псалом». Печать внутренней опустошенности лежит на произведениях поэтов, и не даром они любят сравнивать свою душу с дуплом, и не даром и Мариенгоф, и Шершеневич пишут о самоубийстве. Трудно говорить об этой группе в целом, так как эта группа составляет весьма искусственное объединение поэтов, связанных с совершенно различными социальными группами, воспитанных в различных условиях, исходящих в творчестве от разных влияний. За крайними индивидуалистами Шершеневичем и Мариенгофом стоят Северянин, Маринетти, Владимир Маяковский. За С. Есениным, крайним новокрестьянским поэтом, талантливейшим из всех современных поэтов, стоят символисты, стоят Александр Блок, Н. Клюев, стоит народное творчество. Александр Кусиков примыкает к символистам. Рюрик Ивнев, с его самосожжением, и Грузинов являются непостоянными членами этой пестрой семьи. Это — боевая группа очень энергичных и шумных молодых поэтов, возлюбившая скандал, как средство рекламы, по примеру футуристов представляет не школу, а деловое объединение для целого ряда практических задач. Лавка, издательство, кафе «Стойло Пегаса», публичные выступления временно объединили этих разнолицых и чуждых по мироощущению и мировоззрению людей.
С 1922 года эта группа начинает распадаться.
ИМПРОВИЗАЦИЯ
- (итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), особый вид творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения (в музыке, танце, театральном искусстве, поэзии и др.).
ИНВЕРСИЯ
- изменение порядка в расположении частей предложения. Подобного рода изменения могут преследовать как логические, так и чисто звучальные цели. Так, несомненно, что совершенно различный оттенок имеют выражения: «Погода была великолепная» и «Была великолепная погода». Второе выражение имеет более эпический, спокойный характер, чем первое, в котором поставленное в конце фразы «великолепная», выдает некоторую лирическую взволнованность говорящего. Точно также, начальная фраза пушкинской «Пиковой дамы»: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова» определяет характер дальнейшего рассказа поставленным в Центре предложения словом «карты» и длительным дактилическим окончанием последнего слова «Нарумова». Если в этой фразе переставить слова и прочесть ее: «Однажды у конногвардейца Нарумова играли в карты» она приобретет совершенно другой характер, становясь более «рассказной», и слово «карты» теряет тот оттенок значительности, который оно имеет, находясь в центре предложения. Одновременно с этим пропадает и звучальный оттенок слова «Нарумова», которое, находясь между другими словами, теряет выразительность своего длительного окончания и сочетания звуков «н», «р», «м».
ИНВЕРСИЯ РИТМИЧЕСКАЯ
- несовпадение ударного слога с метрическим акцентом.
ИНТОНАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ
- средство смысловой и эмоциональной выразительностихудожественной речи, способорганизации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.
ИОНИК
- (греч. iōnikòn métron — ионийский размер), стопа в античном стихосложении.
ИОНИКИ
- две греческих стопы, состоявшие из двух кратких и двух долгих, по схеме:
Тип нисходящий: — —
Тип восходящий: — —
возможны в русском ямбе при соединении замедления с ускорением.
ИПОСТАСА
замена одной стопы другой. Термин И. впервые введен в учение о русском стихе Валерием Брюсовым. Дело в том, что, хотя стих и может быть разбит иа стопы, но фактически нет такого стиха, который бы сплошь был написан одними и теми же стопами. Такое однообразие делало бы ритм стиха убогим, и поэты избегают его. По этой причине замена основной стопы, которой написан стих, другими стопами является важнейшим средством обогащения стиха. Так, хореические стопы заменяются пиррихическими (см. слово «хорей» и «пиррихий»), ямбические (см. слово «ямб») — хореическими и т. п. Одними из первых работ, установивших неправильность школьного взгляда на чистый ямб, являются работы Андрея Белого (см. его книгу «Символизм»); полное учение о возможных для различных стоп ипостасах дал Валерий Брюсов (см. его книгу «Наука о стихе»).
ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА
- жанр поэзии классицизма, пародирующий приемы эпической (героической, «ироической») поэмы. В основе И.-к. п. лежит принцип литературной игры со словом, «забавы», «шутки».
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗВУКИ
- (термин акад. Ф. Ф. Фортунатова). Гласные звуки, более краткие, чем нормально краткие гласные того же языка. И. З. в тех языках, где они существуют или существовали, отличаются обыкновенно кроме черезмерной краткости также меньшей звучностью и меньшей отчетливостью произношения. И. З. были в общеславянском яз. (предке нынешних славянских яз.) и древнейших славянских яз., в старославянских и древнерусских памятниках И. З. обозначались буквами ъ, ь: сънъ, дьнь (сон, день). В нынешнем русском яз. И. З. являются гласные разных неударяемых слогов кроме 1-го предударного.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТОПЫ
- см. Мора.
ЙОТАЦИЯ
В языке — появление звука j (йот) перед гласным звуком в начале слова или между гласными, ср. народн., тиятр и киятр вм. театр; еще в общеславянском яз. произошла йотация начальных а, е: ягода вм. агода, есть (наст. вр.) вм. эсти (ср. лат. est).
КАКОФОНИЯ
- неприятное для слуха сочетание слов в поэзии (или звуков в музыке).
КАЛАМБУР
- (от имени Калемберга, комического персонажа немецких рассказов) — игра слов, основанная на смысловом сходстве и звучальном различии их. Понимаемый в широком смысле, как игра вообще внешними сопоставлениями и внешними несоответствиями (например, между тоном рассказчика и предметом рассказа), К. может явиться особым литературным приемом.
КАНОН
- см. Твердые формы.
КАНЦОНА
Основываясь на том, что Дант назвал первою канцоною первую часть написанного терцинами «Ада» («Ад» песня XX, ст. 1—3), нельзя давать особой веры популярным учебникам, требующим от строф канцоны определенного minimum’a и maximum’ стихов (напр., 11—16), а также количества строф (3—7) и соблюдения еще некоторых условий метрики и рифмования. То же и о господствовавшем одно время взгляде на канцону, как на любовную песню. Безусловное о канцоне: стихотворное произведение, преимущественно лирическое, первая строфа которого пишется любым метром, с соблюдением или без соблюдения одинакового числа стоп, число рифм и порядок рифмования произвольны; возможны случаи нерифмованных стихов среди рифмованных, вообще построение строфы на принципах наибольшей свободы. Остальные строфы (количество их не ограничено) строятся по точной схеме первой строфы. Последняя строфа, называемая прощальною, короче основных и имеет в схеме своей элементы тождества со схемою основных; простейший случай: имея основную десятистишную строфу, берем для прощальной схему конца основной строфы, начиная, напр., с 4-го, 5-го или шестого стиха. Главнейшее достоинство концоны — введение в каждую новую канцону новой строфы, не встречавшейся ранее ни в этой форме, ни вообще. Традиция поэзии трубадуров.
КАПИТОЛО
- capitolo - старо-итальянский термин, ныне в других языках мало употребительный, означает поэму, написанную терцинами. Каждая глава Божественной комедии Данта будет капитоло, т. к., имея заключительный стих, должна быть рассматриваема с точки зрения строфичности, как завершенное целое.
КАССИДА
- термин арабской стихологии. Стихотворение, на всем протяжении имеющее одну рифму. Сходство с персидской газеллой при трактовке начальной ее строфы, как трехстишия.
КАТАЛЕКТИКА
- (греч.) — в науке о русском стихе понятие для определения окончания стиха (строки). Каталектическим называется стих, в котором последняя стопа урезана на один или более слогов после арсиса (К. в узком смысле).
Акаталектическим называется стих, в котором последняя стопа представлена полностью (акаталектика). Гиперкаталектическим называется стих, в котором к полной последней стопе прибавлено любое количество неударных слогов (гиперкаталектика). Таким образом, ямб, анапест и пеон четвертый не могут быть каталетическими. Примеры:
1. Каталектика хорея: (трохей):
„Не́вй | ди́мко̆ | ю́ лў | на́“.
2. Каталектика ямба (не может быть).
3. Каталектика дактиля:
„Гне́в, о̆ бо̆ | гйня̆, во̆с | по́й Ӑхй |
ле́са, Пӗ| ле́ӗвӑ | сы́нӑ“.
4. Каталектика амфибрахия:
„Кӑк ны́нӗ | сбйра́ӗт | ся̆ве́щйй О̆ле́г“.
5. Каталектика анапеста (не может быть).
Примеры акаталектики:
1. Ак. хорея:
„Мча́тся̆ | ту́чй| вью́тся̆| ту́чй“ |.
2. Ак. ямба:
„Нӑ бе́рӗгу́ пўсты́нны̆х во̆лн“.
3. Ак. дактиля:
„Ту́чкй нӗбе́сны̆ӗ, ве́чны̆ӗ стра́ннйкй“.
4. Ак. амфибрахия:
„О̆тмсти́ть нӗрӑзу́мны̆м хо̆за́рӑм“
5. Ак. анапеста:
„Знӑмӗни́ты̆й Смӑльго́льмскйй бӑро́н“.
Примеры гиперкаталектики:
1. Гип. хорея:
„Мы́ спо̆ко́йны̆, нӗжӗла́ю̆щйӗ“. (на два слога).
2. Гип. ямба:
„Мо̆й дя́дя̆ са́мых честных правил“ (на 1 сл.).
3. Гип. амфибрахия: «Прощайте, забытые комнаты!»
4. Гип. анапеста: «В этот сад в эту свежую».
КАТАХРЕЗА
или катахрезис (греч. Κατάχρησις, злоупотребление) — стилистический термин, обозначающий такое сочетание слов, в котором их прямой смысл образует логическую несогласованность. Поэтому говорить о К. можно лишь в тех случаях, когда в слове, употребляемом в переносном смысле, еще ощущается его прямой смысл. Так, выражения обыденной речи: «красные чернила», «подошва горы» не воспринимаются как К., хотя черное не может быть красным, а гору нельзя подшить; но известная загадка про смородину: «Она красная? Нет, она черная. Почему ж она желтая? Потому что зеленая» — основана на эффекте К. Неосознанная говорящим, но ощутимая слушателями, К. является несомненным дефектом в речи. Также и в литературном стиле такого рода К. может вызвать непредусмотренное автором комическое впечатление, как, напр., у Толстого в «Войне и Мире»: «С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман—Толстой».
КАТРЕН
- строфа, станс, имеющие четыре строки, связанные общими рифмами и имеющие завершенный смысл. В настоящее время главным образом употребляется для обозначения первых двух частей сонета. Рифмование в сонете: ваав, ваав; авва, авва; вава, вава; и английский тип — ваав, авав.
КАТХА
(санскр. — рассказ, повествование), термин индийской поэтики, который охватывает все богатство повествовательного произведения, характеризуемых наличием завершенного сюжета, вымышленного или реального, и четкой композицией.
КВАНТИТАТИВНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
- см. Метрика.
КИТ’А
- жанровая форма лирической поэзии в литературах Ближнего и Среднего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии. Используется для создания небольших стихотворений философского либо дидактического характера.
КЛАУЗУЛА
- (лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического
колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:
мужская огневой
женская огневою
дактилическая огневеющей
гипердактилическая огневеющею
КЛИМАКС
- (от греч. klímax — лестница), стилистическая фигура, вид градации.
КОДА
- удлинение. В твердых формах — прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее.
КОЛОН
или кола (греч.) представляет собою объединение стоп в известную систему, которая оканчивается большой (рифменной) паузой, что можно назвать также стихом, либо стихотворной строкой. В ударном стихосложении основное ударение есть ударение стопы, следующее по силе — диподическое, т.-е. главное ударение двух объединенных стоп, и, наконец, — сильнейшее колоническое или строчное ударение — превалирующее ударение в стихе. Обычно у нас в четырехстопном стихе оно попадает на вторую стопу или, что то же, на первую диподию. В пятистопном стихе оно также падает по большей части на вторую стопу, в шестистопном — на третью.
КОЛЬЦО
- звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо
речевой конструкции.
КОМПОЗИЦИЯ.
Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т. п. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей. Являясь, следовательно, одним из важнейших моментов воплощения поэтического замысла, К. данного произведения определяется данным замыслом, но от прочих из этих моментов она отличается непосредственностью связи своей с общей духовной настроенностью поэта.
КОМПОНЕНТ
как термин поэтики, в учении о литературной композиции обозначает такие части произведения, которые могут быть выделены как существенные для его строения и состава. В качестве внешних компонентов произведения могут рассматриваться: глава, строфа, даже иногда отдельная фраза, стопа и пр.; или — стилистически обособленные моменты, как повествовательные, описательные части, прямые и косвенные характеристики, диалог, лирические отступления, поскольку они характерны в своих сочетаниях для композиции целого; или — такого рода части, как вступление, заключение, эпилог и т. п. С другой стороны, компонентами обозначаются и элементы внутренней структуры: сюжет, тема, мотив, отдельные персонажи в их группировках.
КОНСОНАНС
- полное созвучие двух или нескольких слов в противоположность диссонансу, примером которого может явиться такое созвучие, где у соответствующих слов одинаковы конечные согласные, но различны ударные гласные («кедр» — «бодр»).
КОНСТАНТА
- (от лат. constans — постоянный) в стиховедении, признак стиха, позиция которого в стихотворной строке постоянна, без исключений. В русском стихе такова, напр., ударность последнего икта или словораздел на границе стиха.
КОНСТАНТНЫЙ РИТМ
- ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом.
КОНЦОВКА
Этим именем называется повторение заключительных строк первой строфы во всех других строфах с целью или в сжатой форме выразить тему стихотворения, или противопоставить одному ряду мыслей другую мысль. Этим достигается изобразительность эмоции. К. может варьироваться. Пример этого мы видим у Фета в стихотворении «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок». В первых двух строфах концовка выражена так: «Ничего ты на все не ответила мне», в 3-й «Ничего мне и тут не ответила ты» и в 3-й «Ничего, ничего не ответила ты». От концовки надо отличать строфическое кольцо, которое состоит в повторении начальной строфы или ее части в заключительной части стихотворения. Этот оборот выражает или тему произведения, или фон, на котором развивается действие. Примером может быть дана начальная строфа стихотворения Пушкина: «Бесы».
КРАТКИЙ СЛОГ
- элемент метрического стихосложения, слог, занимающий единицу времени — мору.
КУЛЬМИНАЦИЯ
- (от лат. culmen - вершина) - момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий; вершина конфликта; К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно; после нее действие ослабевает. Часто предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких К.
КУПЛЕТ
- (от франц. couplet)
1. Строфа в песне.
2. Песенка сатирического характера, исполняемая самостоятельно или как вставной номер в водевиле или оперетте.

