Форум молодёжного журнала "СТЕНА". Нам 9 лет!!!

Объявление

Журнал «СТЕНА» 2014: ВЕТЕР ПЕРЕМЕН!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЛАБОРАТОРИЯ РИФМЫ А-Г

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

АВАНГАРДИЗМ
- широкое понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. (включает в себя такие авангардные направления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, "поток сознания", "новый роман" и др.). Общие черты: отказ от традиции, от классических норм изобразительности, от осознанных целей, часто - от завершенности, субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств, обращенность в будущее, программность, ориентация на создание произведения "искусства для искусства". Культ случайного. Поиск выразительных художественных средств ("выразить невыразимое") является самоценным и самодостаточным. См. также Модернизм.

АВТОР
- (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия: 1) А. как создатель (творец) произведения литературы; субъект художественно-литературной деятельности, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения; 2) образ А. - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей (обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него). См. Образ автора.

АКРОСТИХ
- (от греч. akrostichis - краестишие) - соединение первых букв стихотворных строк в самостоятельное слово или фразу, часто - имя автора или адресата; разновидность стихотворной загадки. В древности было средством запечатлеть имя автора в случае, если его нельзя было назвать или обозначить по каким-либо причинам.

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
- основная форма тонического стихосложения — стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка.

АКЫН
- поэт-импровизатор и певец у казахов и киргизов. А. — создатель произведений отличается от жирши (ырчи) — исполнителя песен, сказителя эпических произведений. А. импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ
- французкий 12-сложный или русский 6-тропный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две односложные рифмы + две двухсложные); основной размер крупных жанров в литературе классицизма - героических трагедий, эпических поэм. Пик популярности александрийского стиха в России приходится на II пол.18 - I пол.19 века.

АЛКЕЕВА СТРОФА
- (горациева строфа), в античной лирике  (Алкей, Гораций) и ее имитациях -  строфа из двух 11-сложных, 9-сложного и 10-сложного стихов логаэдического строения (см. Логаэды).

АЛЛЕГОРИЯ
- (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. А. состоит из двух элементов: 1) смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; 2) образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление. Связь А. с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. А. выражает в основном строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). В целом же А. и символ очень близки.

АЛЛИТЕРАЦИЯ
- (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Например:
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.   (А. С. Пушкин )

АЛЛОНИМ
- см. ПСЕВДОНИМ

АЛЛЮЗИЯ
- (от франц. allusion - намек) - намек на общеизвестный литературный или исторический факт. Распространенной разновидностью А. является намек на современные общественно-политические реалии в произведениях об историческом прошлом. А. на литературные произведения называется реминисценцией.

АЛЬБА
- (прованс. alba, букв. — рассвет), жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме — преимущественно строфически оформленный диалог. Сложилась у трубадуров.

АЛЬТЕРНАНС
-(франц. alternance — чередование), правило чередования рифмованных стихов с мужскими и женскими окончаниями (клаузулами): мужские или женские стихи, находящиеся рядом, непременно должны быть связаны рифмой.

АМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
- (от греч. amoibáios — попеременный, чередующийся), художественная композиция, при которой на протяжении всего поэтического произведения чередуются отрывки (полустишия, стихи, строфы), связанные между собой параллелизмом.

АМФИБРАХИЙ
- (от греч. amphibrachys - краткий с двух сторон)
- трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стопе. Схема: U_U I U_U ... Пример:
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне. (А. А. Фет)

АМФИМАКР
- (amphimacer — крестик) — трехсложная стопа (—0—) обратная амфибрахию (0—0).

АНАГРАММА
- слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста: щетина - нищета. В русской поэзии А можно встетить в эпизодический вкраплениях. Полностью стихотворных А крайне мало:
Что нам весна за ней дано?
Одна мечта - знай сон да лей вино! (В.Брюсов)

АНАДИПЛОСИС
- (от греч. anadíplōsis — удвоение), стык, подхват, повтор последнего слова (группы слов) стиха или колона в начале следующего:
О весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта! (А. А. Блок).

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
- легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреческий сборник стихов «Анакреонтика», созданных в подражание древнегреческому поэту Анакреонту.

АНАПЕСТ
- (от греч. anapaistos - отраженный) - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Схема: U U _ I U U _... Пример:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной... (И. А. Бунин)

АНАФОРА
- (от греч. anaphora - вынесение вверх) - единоначатие; стилистическая фигура - повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.  (А. С. Пушкин)

АНАЦИКЛ
- стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа на лево. А. читается в обох направлених не по буквам, а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для экспериментальной поэзии.
Глаза зеленые твои
Мне будут снова сниться
Слеза как чистый образ твой
Весне запомниться шальной.
Шальной запомниться весне
Твой образ твой чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зеленые глаза.

АНДЕГРАУНД
- (от англ. underground - под землей, подпольный) - непризнанные, чаще всего оппозиционные официальному искусству и правительству направления в искусстве, культуре, молодежной моде.

АНТИМЕТАБОЛА
-(от  — взаимообмен), антитеза, усиленная словесным илигреч. antimetabolē корневым повтором, обычно в виде хиазма, «мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». М. Л. Гаспаров.

АНТИСПАСТ
- (греч. antíspastos), стопа в античном стихосложении.

АНТИСТРОФА
- , букв. — поворот назад), в античной хоровой лирике(греч. antistrophē — вторая строфа в паре строф, написанных одним и тем же (обычно весьма сложным) размером. Со временем перешла в хоровые песни в трагедии.

АНТИТЕЗА
- (от греч. antithesis - противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения. Встречаются А.: персонажные (в персонажной организации), сюжетные (в сюжетном построении), композиционные; для выражения А. часто используют антонимы - противоположные по смыслу слова ("Красное и черное", "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.).

АНТИФРАЗ(ИС)
- (греч. antíphrasis), употребление слова в противоположном смысле: «этот Крез» — о нищем; «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И. А. Крылов) — об осле.

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
- стихосложение греческой и латинской поэзии VIII в. до н. э. — VI в. н. э., разновидность метрического стихосложения; такие отдельные явления, как эолийские лирические размеры (первоначально силлабические) и сатурнийский стих.

АНТОЛОГИЯ
- (греч. anthología, букв. — собрание цветов), название сборников, содержащих избранные стихи, изречения, отрывки из произведений разных авторов или же представляющих литературу определенного народа, периода, литературного течения.

АПОКОПА
-  — отсечение), отпадение одного или нескольких звуков(от греч. apokopē в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения, например: у А. С. Пушкина —
«Лай, хохот, пенье, свист и хлоп
Людская молвь и конский топ».

АПОЛОГ
- короткая иносказательная басня с изображением животных или растений с нравоучительным подтекстом:
Одна свеча лишь слабо освещала;
Зажгли другую, - что ж? Изба светлее стала
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два.    (А.Пушкин)

АПОСТРОФА
- стилистический прием, обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевленному.

АПОФЕГМА
- краткое нравоучительное и остроумное изречение. Апофегматы - старинные сборники апофегм.

АРИТМИЯ
- нарушение ритмической правильности в стихе.

АРСИС И ТЕЗИС
- (греч. ársis — подъем, thésis — опускание ноги в пляске), сильное и слабое место в ритме стиха; то же, что икт и междуиктовый интервал.

АРХАИЗМЫ
- (от греч. archaáios - древний) - устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность: "Угас, как светоч, дивный гений"; "Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия...". Могут быть собственно лексическими (устаревшие слова, названия существующих и сейчас предметов и понятий: перст - палец, вещий - мудрый, острог - тюрьма) и лексико-семантическими (устаревшее значение слова: аттестат -письменное свидетельство о службе, поведении кого-либо; станция - место остановки на больших дорогах, где проезжающие меняли лошадей; свет - высшее общество, круг людей, принадлежащих к привилегированным классам).

АРХИТЕКТОНИКА
- — строит. искусство), внешнеев литературе (от греч. architektonikē построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов.

АССОНАНС
- (от франц. assonance - созвучие) - многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков. Иногда А. называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Усиливает выразительность речи:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.      (А.С. Пушкин)

АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ
- (поэтический) (от позднелат. associatio — соединение), образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий, обладающий повышенной метафоричностью и субъективностью.

АССОЦИАЦИЯ
- (от лат. associatio - соединение) - oбраз, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).

АСТРОНИМ
-(от греч. ástron — звезда и ónyma — имя), разновидность псевдонима, замена фамилии автора звездочками. Их количество и расположение бывало различным; например, Е. А. Баратынский ставил то одну, то две, три или четыре звездочки рядом.

АСТРОФИЗМ
- отсутствие строфического строения в стихотворном произведении. См. Строфика.

АТОНИЧЕСКИЕ СЛОВА
- односложные, а порой и двухсложные слова в стихе, которые, примыкая к последующему или предыдущему слову, теряют свое ударение. Например, в стихе Лермонтова: «Но для чего живу, страдая...» Атоническими являются слова — «но» и «для». Порой слова, которые в одном стихотворении (или вообще) являются атоническими, в другом, соответственно замыслу его, — звучат особенно сильно.

АТТРАКЦИЯ
— (Attractio — притягивание) — это оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предложения. Примеры аттракции: «убит ногами слонами», «обносили чашей зеленым вином» вместо — убит ногами слонов, обносили чашей зеленого вина. А. восходит к эпохе господства в языке паратактического строя. Существенная особенность этого строя состояла в том, что подлежащее не допускало при себе развития никаких других членов, кроме приложения и аттрибутивного прилагательного в нечленной форме; приименный родительный падеж в старославянском и старорусском языках был невозможен. Нельзя было сказать церковь Спаса, а церковь Спас. Сказуемое могло развивать в себе только дополнения в одном падеже; нельзя было сказать — видели меня идущим, — а видеста мя идуща и т. д.

АФОРИЗМ
- (от греч, aphorismós - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого уровня обобщения. К А. часто относят пословицы; вместе с тем А. имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества.

БАКХИЙ
— стопа, состоящая из первого неударного и двух последующих ударных слогов. Бакхий, который в русском языке, подобно антибакхию, может образоваться лишь из двух слов, является одной из ипостас анапеста. Пример:
Стану слушать те детские грезы,
Для которых все — блеск впереди. (Фет).
Бакхий здесь — «слушать те детские» и «которых все — блеск».

БАЛЛАДА
- (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

БАРД
- (от ирландского bard) - поэт-певец; исполняет собственные произведения в сопровождении "народного" инструмента (например, гитары). В произведениях Б. первичное значение отдается тексту; мелодия, музыка - вторичны.

БАСНЯ
- короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы. В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.

БАЯТИ
- жанр азербайджанской народной песни, главным образом лирического характера. В основе Б. лежит строго определенная поэтическая форма — 7-сложные стихи, группирующиеся в 4-строчные строфы. Б. исполняются ашугами под аккомпанемент тара, кеманчи, саза.

БЕЙТ
- двустишье в арабской, тюркской и персидской поэзии; с парной
системой рифмовки, если употребляется как самостоятельное произведение.

БЕЛЫЙ СТИХ
- нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих с метрической организацией. Б.C. организован через систему ритмически повторяющихся акцентов. Ритмическая организованность таких стихов не всегда очевидна при чтении "про себя", но легко обнаруживается при устном исполнении. Активно использовался в XVIII в. (реже - в XIX в.). Б.C. написан "Борис Годунов" А.С. Пушкина, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, "Песня о Соколе" М. Горького и др.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.  (А.С. Пушкин)

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ
– стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало.  Всем известен стих: «У попа была собака…»

БЕССОЮЗИЕ
- построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Фигура, придающая речи динамичность, насыщенность, например: Швед, русский колет, рубит, режет. / Бой барабанный, клики

БИЛАБИАЛЬНЫЙ ЗВУК
- (латинск. bilabialis «двугубный»). Произносимый сближением обеих губ.

БРАХИЙ
- один краткий слог ( ); по сроку произношения равен половине долгого (macer: ) Если рассматривать Б. как стопу, то она будет самой короткой. В русском стихосложении брахит самостоятельно употребляться не может.

БРАХИКОЛОН
- жанр экспериментальной поэзии; односложный размер, в котором все слоги ударные. Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл-
Брёл
Вслед.
(И.Л.Сельвинский)

БРАХИХОРЕЙ
- то же, что амфибрахий. Брахит  + хорей —  = брахихорей  —  .

БУКОЛИКА
- общее название двух часто смешиваемых родов античной
"пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от заглавия цикла
стихов Виргилия.

БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
- (греч. bukoliká, от bukolikós — пастушеский), жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III в. до н. э. — V в. н. э.): небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме.

БУРИМЕ
- (франц. bouts rimés — рифмованные концы), стихи на заранее заданные рифмующие слова, обычно «трудные» (тематически несхожие и т. п.). Популярны в «легкой салонной поэзии» XVII—XVIII вв.

БУРЛЕСК
- (франц. burlesque, от итал. burlesco, букв. — шутливый, от burla — шутка), 1) жанр комической, пародийной поэзии. Комический эффект в Б. определяется контрастом между темой и характером ее интерпретации.

БЫЛИННЫЙ СТИХ
- тонический стих, которым создавались русские эпические
песни-сказания о богатырях и народных героях.

БЫЛЬ (БЫВАЛЬЩИНА)
- краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности.

ВАГАНТЫ
-  (от лат. vagantes — бродячие; назывались также голиардами), бродячие клирики в Германии, Франции, Англии и Северной Италии XI—XIII вв., слагавшие вольнодумные стихи на латинском языке сатирического и гедонистического характера.

ВАРИАНТ
- (франц. variante, от лат. varians — изменяющийся), разночтение, измененная редакция отдельных строк, строф, глав художественного произведения. Наличие В. объясняется прежде всего творческими причинами — поисками наиболее адекватного выражения. 

ВВОДНЫЙ ЭПИЗОД
- включение в художественное произведение сюжета, напрямую не связанного с основным повествованием, но подчиненного главной мысли произведения (например, "Повесть о капитане Копейкине" в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").

ВЕНОК СОНЕТОВ
- поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых -  магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую  строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с  соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.

ВЕНОК ТРИОЛЕТОВ
- см. Триолет

ВЕРЛИБР (СВОБОДНЫЙ СТИХ)
- вид стихосложения, стоящий на своего рода грани между стихом и прозой (в нем отсутствуют рифма, постоянный размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк в строфе может быть произвольно; отсутствует также равенство акцентов (метрическая организация), свойственное белому стиху. Из особенностей стихотворной речи у В. сохраняется деление на строки с выраженной паузой в конце каждой строки.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.                    (А.Блок )

ВЕРСИФИКАЦИЯ
-  (от лат. versus — стих и facio — делаю), то же, что стихосложение. Ср. версификатор — ироничное название ремесленника от поэзии — «не поэт, а версификатор».   

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ
- художественные образы, которые, возникнув в конкретных исторических условиях, приобретают настолько очевидную историческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей различных эпох. Емкость В.о. так значительна, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в него универсальный смысл, усиливая те или иные его оттенки. К В.о. относят, например, Прометея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихота, Гамлета. В.о. не следует смешивать с образами героев, не имеющих общечеловеческого значения, хотя имена некоторых из них стали нарицательными (Обломов, Тартюф). 

ВИД ЛИТЕРАТУРНЫЙ
-  устойчивый тип поэтической структуры в пределах рода литературного. Выделяют основные виды эпоса (эпопея, роман, повесть, рассказ, поэма), лирики (лирическое стихотворение, лирическая поэма, песня), драмы (трагедия, драма, комедия).   

ВИЛЛАНЕЛЬ
- (франц. villanelle — сельская песня), твердая стихотворная форма (см. Твердые формы): 6 строф с рифмовкой A1bA2, abA1, abA2, abA1 abA2, abA1A2, где A1 и A2 — повторяющиеся припевы. Сложилась во французской поэзии XVI в.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА
- созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов, например:
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам...
                                            (Н.А. Некрасов)

ВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ
- (лат. licentia poëtica), в поэтике классицизма — использование в стихе («для ритма и рифмы») языковых дублетных форм, избегаемых в прозе, например: судьбой/судьбою, счастье/счастие, восток/всток, зреть/зрети, между/меж.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ
- стих (ямб, реже - хорей или один из трехсложных размеров), в котором нерегулярно чередуются строки разной длины (обычно четырех-, пяти- и шестистопные). Исторически связан с жанром басни, поэтому иногда его называют "басенным стихом". В.с. широко использовался и в драматургии (А. Грибоедов "Горе от ума", М. Лермонтов "Маскарад"), и в лирической поэзии.

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
- присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью; средство создания художественных образов.Рисуя явления жизни или воображаемого мира, писатель всегда соотносит их со своими представлениями. Т. о., мера В.х. в произведении может быть различна: существует "установка" на вымысел, но существуют и документальные произведения, где вымысел исключается. 

ГАЗЕЛЬ
- (араб.), (газела, газелла) вид моноримического лирического стихотворения (см. Монорим) в поэзии многих народов Востока. Состоит обычно из 5-12 бейтов,(см бейт) в первом из них рифмуются оба полустишия.  В последнем бейте большей частью упоминается имя автора, например:

"На сердце роза, на губах лозы душистый сок,
Владыка мира, в эту ночь ты раб у наших ног.
Гасите свечи! Ночь и так светла,  как знойный день,
Здесь в полнолунии своем тот лик, кто тьму отвлек..."
                                                                     (Хафиз)

ГЕКЗАМЕТР
- стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским. Например:

Г н е в, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял...

                                    (Гомер, Илиада. Пер. Н. Гнедича)

ГЕНДИАЗИС
- (слово греческое — одно в двух). Этим именем обозначается такой поэтический троп, при котором одно представление мыслится в виде двух субстанций, существующих раздельно. Этот оборот очень употребителен в народной поэзии, но не чужд и индивидуальной. Развернутым гендиазисом надо считать древне-русскую повесть о «Горе-злосчастьи», где Горе-злосчастье и Молодец представлены отдельными субстанциями. Примеры Г. из народной словесности:

Едет старой-от путем дорогою,
А стоит ту сорок тышяць лихих воров,
Да стоит сорок тышяць разбойников,
Да ише сорок тышяць стоит подорожников.
Вор-разбойник и подорожник одно и то же. Речь идет о сорока тысячах, а не о ста двадцати. Г. у Пушкина:

Задумчивость ее подруга
................
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Татьяна и задумчивость мыслятся отдельно.

ГЕОРГИКИ
-  песни о труде над землей. В понятие «георгика» входит и работа в поле, и работа в саду, а также в винограднике, в цветнике, в огороде. Для земледельца важно знать черные и светлые дни, потому в георгики входят календарные приметы и суеверные сказания о счастливых и несчастных днях. Античный мир знал такие произведения на греческом языке — «Дела и дни» Гезиода. В римскую эпоху в подражание Гезиоду пишет свои Г. Виргилий. В древнем Китае были широко распространены книжки-альманахи, в которых указывались дни, когда можно было делать одно и нельзя было делать другого, чтобы не навлечь на себя небесной кары. Как известно, и в наших календарях до сих пор сохраняется отдел «Народные приметы и предсказания». Таким образом, Г., кроме поэтического, получают практическое значение. С такой точки зрения к ним подошел и Виргилий. Свои Г. он написал с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награжденных землями. Однако, эту любовь он хочет пробудить поэтическими образами прелестей сельской жизни.
Г. Виргилия, по чистоте и законченности стиха лучшие его произведения, всегда привлекали к себе внимание и вызвали целый ряд подражаний, выходивших под названиями «Сады», «Цветники» и друг.
В 18 веке Делиль пишет «французские георгики»... и отдельно «Сады». В эпоху увлечения античными парками в Западной Европе появляется целый ряд сочинений по вопросу об устройстве и поэтической красоте труда над землей вообще.
Лучшим образцом Г. в литературе 19 века должна быть названа поэма Лонгфелло «Гайявата», где значительная часть стихов отведена описаниям обработки земли. В русской оригинальной литературе необходимо назвать стихотворения А. В. Кольцова.
К сожалению, понятие «георгика» вытеснялось всегда понятием «буколическая поэзия», — что вообще очень помешало обособлению этого вида, и если мы имеем буколическую и идиллическую литературу, мы до сих пор не имеем земледельческой поэзии, как особого вида, хотя обособить ее и можно бы было. Г. Виргилия (4 книги, с прибавлением 1 эклоги, называемой Титир) впервые на русский язык переведены в 1779 г. В. Рубаном, в 1816 и 17 г.г. Воейковым; затем в 1879 году И. Соснецким.

ГЕРОИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ
- повествование о реально существовавших героях прошлого, их подвигах, важных исторических событиях. Основу этих сказаний составляют реальные события, поэтому многие ученые склонны считать Г. с. разновидностью легенд.

ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ (ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ)

- человек, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении, образ того героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Г. л. не тождествен образу автора стихотворения, не является биографической личностью. Внутренний мир Г. л. раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.
Условное понятие; на его основе создается целостное представление о творчестве поэта, но не о его личности. Переживания, духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не напрямую, а опосредованно. Таким образом, Г. л. - своего рода роль, "образ", в котором выступает автор. При этом соотношение между Г. л. и автором может быть различным: сходство вплоть до слияния (Н.А. Некрасов "О Муза, я у двери гроба...", А. Твардовский "Я убит подо Ржевом") или определенная, так называемая "ролевая" дистанция (М.Ю. Лермонтов "Завещание").
 
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
- образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении "персонаж", "действующее лицо".

ГИМН
-  хвалебная песнь божественным силам, — одно из наиболее элементарных художественных образований, лежащих в основе всего мирового литературного развития.

ГИПЕРБОЛА
- (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении чувств, событий или силы, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть идеализирующей и уничижающей:

Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
                                                                                             А.К. Толстой

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
- рифма  с ударением на четвертом и последующих от конца стр.к. слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда.

ГИПОТАКСИС
- (греч. hypotaxis «подчинение»). См. Подчинение.

ГЛОССА
- толкование какого-либо текста, причем текст ставится в начале или в конце статьи, главы и т. п. Исторически известны глоссы юриспруденции... В применении к поэзии берется строфа (или целое стихотворение), например, четверостишие, и на каждый стих пишется новая строфа, беря толкуемый стих в начале или в конце строфы (в теории допустимо и в середине на каком-либо типичном месте строфы). Допустимо брать из области богословия, философии, в строфу Г.  более или менее одной строки из поясняемого текста. Можно писать Г. октавами, секстинами и др. из твердых строф и любой строфой вообще. Из Испании идет, как наиболее часто употребляемая строфа для Г., — децима (см.). Интересных примеров Г.  в русской поэзии неизвестно. Так что, не имея никаких традиций, русская Г. в своем развитии может идти по любым путям.

ГОВОРНОЙ СТИХ
- см. Мелодика стиха.

ГОРАЦИЕВА СТРОФА
- см. Алкеева строфа.   

ГРАДАЦИЯ

- (от лат. gradatio - постепенность) - стилистический прием; такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому - прямая Г. - или от большого к малому - обратная Г.). Благодаря Г. создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи, повествования:

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.

                                       Н. Заболоцкий

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ
характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт — глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть художественная публицистика в стихах. В этом ее сила и ее слабость. Отсюда же проистекает и ее могучее влияние в свое время и сравнительно быстрая утрата своего значения впоследствии. Чем шире гражданский поэт затрагивает темы общественной жизни, тем ближе он к общенародному поэту, являясь выразителем духа и стремлений целой эпохи.
Гражданская поэзия в отличие от поэзии политической, всецело связанной с определенными событиями в жизни государства, дает целые картины жизни с точки зрения социальных идеалов. От собственно народной поэзии Г. П. отличается тем, что она может оказаться по своему строю не вполне доступной для широких масс.

ГРАФОМАНИЯ
- (от графо... и мания), патологическая страсть к сочинительству.
 
ГРОТЕСК
- (от итал. grottesco - причудливый) - разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее (часто в фантастических формах) подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Г. близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, трагического. Используется в целях создания сатирического образа. ("История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского).

0

2

цікаво)

Лара ПЕСЕНКА написал(а):

патологическая страсть к сочинительству

, мабуть усі ми графомани у якійсь мірі))))

0

3

дякую, гадаю пригодиться, а то все якось навпомацки, на інтуіції  :writing:

0