КОМПАНИЯ «МУЛЬТИПЛЕКС»
КИНОСТУДИЯ «PROLINE FILM»
представляют
Победителя 68-го Венецианского кинофестиваля
фильм Александра Сокурова «ФАУСТ»
(по одноименной трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте)
Страна: Россия
Год: 2011
Режиссер: Александр Сокуров («Молох», «Телец», «Солнце», «Русский ковчег», «Александра»)
Продюсер: Андрей Сигле («Александра», «Солнце», «Гадкие лебеди», «Пропавший без вести»)
Оператор: Брюно Дельбоннель («Амели», «Долгая помолвка», «Гарри Поттер и Принц-полукровка»)
Автор сценария: Юрий Арабов («Молох», «Телец», «Солнце», «Господин оформитель»)
В ролях: Йоханнес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дихаук, Георг Фридрих, Ханна Шигулла, Антье Левальд
Награды: «Золотой лев» на 68-ом Венецианском кинофестивале, приз экуменического жюри Future Film Festival Digital Award
Продолжительность 134 минуты
Дата релиза: 22 МАРТА 2012 г.
Слоняясь без пути пустынным краем,
Ты затеряешься в дали пустой.
Достаточно ль знаком ты с пустотой?
Фауст. Иоганн Вольфганг фон Гете
(II часть, Акт I)
«Фауст» Сокурова – не экранизация гетевской трагедии в обычном смысле. Это прочтение того, что осталось между строк. Какого цвета мир, из которого выходят масштабные идеи? И как он пахнет? В мире Фауста – душно. Глобальные замыслы рождаются в тесном пространстве, где мечется Фауст Сокурова: мыслитель, рупор идей, транслятор слов, прожектер, мечтатель. Анонимный человек, подгоняемый простыми инстинктами: голодом, алчностью, похотью. Несчастливое, затравленное существо, бросающее вызов гетевскому Фаусту. К чему останавливать мгновение, если можно идти дальше? Дальше и дальше. Идти, не замечая: время стоит.
На 68-ом международном кинофестивале в Венеции фильм был признан лучшим среди работ таких культовых режиссеров, как Стивен Содерберг, Дэвид Кроненберг, Роман Полански, а также Джордж Клуни и Аль Пачино.
О фильме:
«Фауст» - последняя часть кинотетралогии Александра Сокурова о природе власти. Центральные персонажи первых трех картин - исторические лица: Адольф Гитлер («Молох», 1999), Владимир Ленин («Телец», 2000) и японский император Хирохито («Солнце», 2005). Символический образ Фауста завершает ряд великих «игроков», проигравших свои главные жизненные «партии».
В этой портретной галерее Фауст как будто не уместен. Почти «музейный» литературный герой в обрамлении незатейливого сюжета. Что общего у него с этими реальными фигурами, вознесенными на вершины власти? Любовь к словам, в которые так верится легко, и патологическая житейская не счастливость. Зло – воспроизводимо, и у него есть своя литературная формула, выведенная Гете: «Несчастливые люди опасны».
В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ РОМАНТИЗМА
«Александр Сокуров переносит «Фауста» в декорации мещанской, бюргерской Германии первой трети XIX века - в гетевскую и постгетевскую эпоху, уже знакомую со всеми болезнями века нынешнего. Камера плывет над сумеречной панорамой в духе живописного полотна Альтдорфера «Битва Александра», а затем ныряет в душные переулочки немецкого городка -- мир Карла Шпицвега и гофманианы, отдирающий от себя романтическую маску как пораженную болезнью кожу. В этом царстве тугого кошелька и форсированной мечты Фауст изживает последние иллюзии под началом ростовщика – Мефистофеля. Усвоив уроки своего демонического двойника, он избавляется от благородных сомнений и вместе с ними – от угрызений совести. Протагонисты меняются местами: свет и тьма – не более чем отражения друг друга».
Михаил Ямпольский - историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог.
СДЕЛКА
«Фауста Гете к союзу с чертом толкает неутолимая страсть к познанию. В фильме Сокурова договор возникает словно бы не только помимо воли главного героя, но и вообще без чьего-либо участия, зарождаясь в самом отравленном воздухе этого глубоко нездорового мира. Мефистофель не охотится за Фаустом – душа того, видно, не представляет большой ценности, и дух отрицания тоже не очень-то нужен этому не слишком истерзанному думами и трудами плечистому профессору».
Олег Ковалов - сценарист, киновед, режиссёр, историк кино, актёр. Автор публикаций в журналах: «Советский экран», «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Мнения» и других.
«Патологоанатом Фауст со страстью мясника разделывает труп с целью найти невидимое и неосязаемое – человеческую душу, но видит лишь потроха, сердце, селезенку и поникшие половые органы. Искомое не найдено. А раз нет души, то и договор с чертом бессмыслен. Сделка в современную эпоху кажется актом прежде всего комическим -- инсценировкой передачи ростовщику несуществующего капитала. Единственный, кто еще верит в существование души, - это бедняга Мефистофель, в то время как Фауста, расписывающегося под договором собственной кровью, больше интересуют грамматические ошибки, которые допустил в документе наивный душеприказчик».
Михаил Ямпольский
ФАУСТ
«Битва между Богом и Чертом списана в архаику: автору «Фауста» понятно, что добра и зла, борющихся за человека вне человека, не существует. В этой драме сознания все персонажи – не что иное, как проекции Фауста, режиссера одноактной трагедии. Бог отошел от дел, со скорбным бесчувствием наградив человека дерзостью и одиночеством. Меланхолик, который никак не может выбрать между благом и свободой, превращается в беспринципного энтузиаста — мускул своеволия. Фауст Сокурова переживает кризис всего фаустовского по Гете».
Михаил Ямпольский
«Пышущая здоровьем, замечательно полноценная биологическая особь — человекообразный гомункул, та агрессивная пустота, что страшнее любого злодейства, — ничем и ничуть не терзаясь, спешит к новым горизонтам и новым подвигам на благо всего прогрессивного человечества».
Олег Ковалов
«Генрих Гейне считал Фауста и Мефистофеля парными персонажами, которые являются воплощением разделенного единства. Сам черт не разберет, кто из этих двоих депрессивный провокатор, а кто вдохновенный пошляк. Напряженный, ядовитый взгляд ростовщика смягчает выражение грустной меланхолии – в глазах Фауста проскальзывает что-то поистине демоническое. Обмен взглядами происходит в сцене договора: в этот момент Фауст, решившийся на преступление ради минутного удовольствия, выходит за рамки этики и становится…Мефистофелем. Черту же, с прыткостью современного психоаналитика толковавшему комплексы интеллектуала, самому теперь требуется наставник и утешитель».
Михаил Ямпольский
РОСТОВЩИК
«Мы с жилкой творческой, мы род могучий, // Безумцы, бунтари...» — горделиво заявляет Мефистофель — не только скептик и циник, но и вдохновенный миросозерцатель. Но вместо этого поэта и провокатора, легкого на подъем и ощущающего себя где угодно, как рыба в воде, мы видим неуклюжего урода с торчащим косым брюхом и редкими рыжеватыми волосенками, страдающего одышкой и бормочущего себе под нос какую-то невнятицу. Он то и дело портит воздух и присаживается по нужде в самые неподходящие моменты. Никто не ждал, что Сокуров приведет на экран Мефистофеля в ниспадающем плаще, с острой бородкой и демонически сдвинутыми бровями, но степень отступления не только от оперного штампа, но и от образа, созданного Гете, в его фильме поражает».
Олег Ковалов
НАУКА
«В сокуровском Фаусте не осталось ничего от ученого-титана, обуянного идеей познания: все, что связано с наукой, передано здесь Вагнеру – безумному, дурашливому романтическому двойнику протагониста. Он видит своего патрона через призму старомодных представлений о титане, сверхчеловеке и гении. Прифрантившийся на последние гроши бурш с горящими глазами – карикатура на научно-познавательный фаустовский проект».
Михаил Ямпольский
«Фауст Сокурова словно рожден временем, чьи высшие идеалы – набитый желудок и плотские услады, временем, которое понимает слово «познание» разве что в самом интимном смысле».
Олег Ковалов
ТЕЛО
«Мир фильма Сокурова агрессивно материален. Этот мир болит и смердит, как человеческое тело. Даже посланец ада здесь мучается расстройством желудка. Гинекологическое кресло похоже на дыбу, хирургические щипцы – на орудия пыток, смерть приняла облик застрявшего в подворотне гроба, расплавившегося от жары. Лекарство не отличишь от яда, угощенье – от поминальной трапезы. Все преходящее – только вонь, – как перефразирует гетевские строки новый Фауст».
Михаил Ямпольский
МАРГАРИТА
«Блондинка с личиком павшего херувима – конечно, если в ком-то из персонажей сатанинское и проявляется вполне отчетливо, то это в Маргарите. Неожиданно по этой милой мордашке пробегает тучка сомнения - и вот уже перед нами одна из личин Мефистофеля: ангелы, как говорил гетевский демон, - те же черти, только переодетые. Сама идея соблазнения бессмысленна: на что Фаусту её душа, когда переспать с ней – дело нехитрое».
Михаил Ямпольский
ТЕТРАЛОГИЯ («МОЛОХ», «ТЕЛЕЦ», «СОЛНЦЕ», «ФАУСТ»)
«Тетралогия Сокурова рассказывает историю превращения властолюбивой персоны в обездушенный фантом, нравственного уродца, обреченного на бытийное одиночество. С патетическими возгласами о счастье, которое он принесет благодарному человечеству, Фауст устремляется «дальше... дальше... дальше...», к величественно белеющей вдали горной гряде. Эстафету зла примут надежные руки».
Олег Ковалов
«Триумфальное шествие Фауста по миру только начинается: он уходит, чтобы стать тираном, политическим деятелем, олигархом: Лениным, Гитлером… Случайно ли режиссер обрывает этот путь?»
Михаил Ямпольский
ЦИТАТЫ
«Это своего рода приглашение к дискуссии о диалектическом противоречии между мирским (дьявол Гёте и мирской человек) и духовным – которого в нынешнее время осталось не так уж много».
Аллесандра Левантези Кезич, La Stampa
«Некоторые фильмы заставляют вас плакать, некоторые – смеяться, но есть картины, которые после просмотра меняют вас навсегда; и «Фауст» – одна из них».
Даррен Аронофски, режиссер
«Сокуров насыщает кадр невероятными декорациями, он идеально подбирает актеров. Его подход к образу Мефистофеля поражает; сыгранный Антоном Адасинским демон слаб и обезображен, но одержим страстным желанием тягаться в мудрости с искушенным доктором Фаустом, который здесь фактически является его двойником».
Джесс Скиннер, журнал TORO
САЙТ «КИНОБИЗОН» - «ФАУСТ» СОКУРОВА. ПЕРВАЯ ПРЕССА
http://kinobizon.ru/2011/09/09/faust-venice/
Никита Никитин, 9 сентября, 2011 г.
Прошла одна из самых ожидаемых премьер фестиваля в Венеции — показ нового фильма скандального режиссера Александра Сокурова ФАУСТ. Сценарий Сокурову помог сочинить его постоянный соавтор Юрий Арабов. ФАУСТОМ Сокуров наконец-то завершает свою «тетралогию о власти», начатую 12 лет назад МОЛОХОМ и продолженную фильмами ТЕЛЕЦ и СОЛНЦЕ. В Венеции премьеру ждали, залы были наполнены до отказа, мнения прессы разделились на прямо противоположные.
ЖАНР/ОПИСАНИЕ. ФАУСТ не является экранизацией великого произведения Гете в прямом смысле слова, а по выражению самого Сокурова, представляет собой «прочтение между строк». Судя по первым отзывам, мастер и на этот раз не изменил себе, сняв глубокую, сложно воспринимаемую, неоднозначно трактуемую, но производящую неизгладимое впечатление философскую фреску.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ. МЖ > 25. Картина будет интересна, пожалуй, только самым постоянным и верным приверженцам Сокурова (киноманьяки, интеллектуалы, университетская интеллигенция, etc). На расширение своей постоянной аудитории путем упрощения киноязыка для менее подготовленных зрителей Александр Николаевич и на этот раз не пошел, имея на то абсолютное право как автор с именем.
ФИЛЬМЫ-АНАЛОГИ
1. МОЛОХ (1999), ТЕЛЕЦ (2000), СОЛНЦЕ (2005) — первые три фильма сокуровской «тетралогии о власти».
2. АЛЕКСАНДРА (2007). Отдельно упомянем предыдущий художественный фильм Сокурова, который хоть что-то заработал в отечественном прокате несколько лет назад.
3. ТУРИНСКАЯ ЛОШАДЬ (2011, в прокат будет выпущен Cinema Prestige) — последний фильм «венгерского Сокурова» (как его нередко называют наши кинокритики), презентовавшийся на Берлинском фестивале этого года. Сравним с ФАУСТОМ по степени требовательности к зрителю. Это тоже картина, для просмотра которой требуется максимальная сосредоточенность и вовлеченность в процесс.
4. БЕЛАЯ ЛЕНТА (2009, российский прокат — 04.03.2010, «Кино без границ», 346,7 тыс. руб. на 7 копиях, наработка — 49,5 тыс. руб., 1517 зрителей). Лауреат Каннского фестиваля 2009 года, картина Ханеке во многом касается тех же вопросов, что и ФАУСТ Сокурова (см. рецензию Плахова). Сокуров, взявшись за один из главных немецких культурных мифов, занят поисками первоисточников мирового зла. Ханеке был занят тем же, только на основе более реалистического материала. Фильмы сопоставимы и по общему уровню проработки, и вниманием к деталям, в плотности киноязыка.
5. ДОГВИЛЛЬ (2003). Стилистически фильмы Триера и Сокурова, безусловно, далеки друг от друга, но явно в дальнейшем будут сопоставимы по степени внимания со стороны экспертного сообщества и просто интересующихся интеллектуалов.
ПРЕССА ТУТ И ТАМ.
Несомненно, ФАУСТ был одним из самых статусных фильмов Венецианского смотра и по окончании показа удостоился продолжительной овации зала. Но нельзя не отметить, что уже на бумаге основной энтузиазм он вызвал в стане именно российской пишущей братии, тогда как западные критики, отдавая фильму Сокурова должное, все же не скрывают своей растерянности и недоумения в отношении картины.
ДЭН ФЕЙНОРУ (SD) в своей рецензии честно предупредил: «Благодаря мрачным экспрессионистским образам и будоражащему постромантическому саундтреку, фильм производит впечатление ночного кошмара, и поэтому приблизиться к разгадке сокуровских тайн суждено только самому пытливому зрителю. <…> Если сокуровское воображение способно вас захватить и заворожить, то это необходимый для вас опыт, если нет, то лучше держаться от него подальше».
http://www.screendaily.com/reviews/the- … 82.article (ссылка на статью)
ДЖЕЙ ВАЙЗБЕРГ (VARIETY) также был осторожен: «Сокуров задумывал картину как финальную часть тетралогии о власти (МОЛОХ, ТЕЛЕЦ, СОЛНЦЕ), и отныне его преданным поклонникам — единственной аудитории для этого непроницаемого, но, несомненно, производящего глубокое впечатление полотна — предстоит исписать немало страниц о взаимосвязях трилогии с четвертым фильмом».
http://www.variety.com/review/VE1117945998/ (ссылка на статью)
АНДРЕЙ ПЛАХОВ пишет о реакции публики на картину: «Сценарий Юрия Арабова включает в себя массив остроумных отточенных диалогов, льющихся с экрана подобно горному водопаду. Они вызвали живую реакцию и уместный смех в зале, но нисколько не забили мощное изобразительное решение — монохромное, с вкраплениями художественного цвета, с пейзажами, словно проросшими из живописи немецких романтиков, и женскими и мужскими портретами в стиле Дюрера, Кранаха и Рембрандта».
http://www.kommersant.ru/doc/1768079 (ссылка на статью)
ОЛЬГА БЕЛИК дополняет картину премьеры ФАУСТА: «Он, разумеется, не для простого зрителя, это фестивальное кино чистой воды — от построения света до метафор и образов. <…> Надо честно признать, вряд ли мы, простые зрители, оценим это кино, но поговаривают, что Даррену Аронофски, председателю жюри фестиваля, оно должно очень приглянуться. После пресс-просмотра публика устроила пятиминутную овацию, а на пресс-конференции журналисты едва ли не падали Сокурову в ноги».
http://www.kinomanka.ru/pub/79/23722_1.htm (ссылка на статью)
СЕРГЕЙ СЫЧЕВ предложил следующий подход к фильму: «Это не фестивальный фильм в том дурном смысле, который сегодня принято вкладывать в этот термин. Это кинофильм, который нуждается в отдельном вдумчивом просмотре. Его не очень правильно смотреть в программе других картин. ФАУСТУ нужно посвятить вечер. Перечитать перед этим Гете. Пересмотреть предыдущие фильмы тетралогии. Устроиться в кресле и без спешки и суеты погрузиться в этот особый мистический мир, который мастер создал на экране. Фильмы Сокурова иногда мучительно смотреть, но их уже на следующий день хочется пересматривать, и не единожды».
http://filmpro.ru/journal/15011980 (ссылка на статью)
МИХАИЛ ЯМПОЛЬСКИЙ, статья которого была опубликована еще до мировой премьеры фильма, обратил внимание на юмор в картине: «Обращение к Гете, на мой взгляд, позволило режиссеру создать фильм большой философской глубины, гораздо более значительный, чем отечественные фильмы последнего десятилетия. ФАУСТ выстроен очень сложно, он весь соткан из двойников и зеркальных отражений одного персонажа в другом. <…> Пространственно фильм решен великолепно. <…> Весь фильм строится как ритмическое биение удушливого и свободного. Кроме того, гофманиана являет себя в фильме в виде постоянно присутствующей иронии, юмора. В мире, где разыгрываются отношения харизмы и рациональности, юмор позволяет избежать претензий и на то и на другое. Одним словом, Сокуров создал замечательно глубокий и эстетически совершенный фильм, что редко в наших краях».
http://www.mn.ru/newspaper_culture/2011 … 10124.html (ссылка на статью)
А МАРИЯ КУВШИНОВА с ходу пустилась проводить поп-культурный анализ: «Нельзя не отметить немаловажную деталь восприятия: сам тип изображения, который у Сокурова доведен до художественного абсолюта, давно и основательно освоен массовой культурой — музыкальными видео 1990-х, современными физиологичными ужастиками, ВЛАСТЕЛИНОМ КОЛЕЦ и ГАРРИ ПОТТЕРАМИ. Оператор ФАУСТА Брюно Дельбоннель, кстати, снимал АМЕЛИ и шестую серию поттерианы».
http://www.openspace.ru/cinema/events/d … yes#expand (ссылка на статью)
ЕКАТЕРИНА БАРАБАШ, кажется, пока единственная решилась вступить в открытую полемику с коллегами: «ФАУСТ Сокурова великолепен, красив, масштабен. Музыка Андрея Сигле, продюсера фильма — трагичная, эмоциональная и мелодичная, это вообще едва ли не лучшее, что есть в картине. Хотя, конечно, сокуровская живопись на экране хоть душу не бередит, но ум, безусловно, задевает.
Правда, задевает исключительно своей красотой и мастерством кисти».
http://www.ng.ru/cinematograph/2011-09-09/2_faust.html (ссылка на статью)
О СОЗДАТЕЛЯХ:
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ - РЕЖИССЕР
Режиссер, сценарист, кинооператор. Родился в России в 1951 году. После окончания школы в 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского университета. Будучи студентом, начал работать на Горьковском телевидении. В возрасте 19 лет сделал свою первую телевизионную передачу. В 1975-79 годах учился на режиссерском факультете ВГИКа (Москва). Снятый во время обучения дебютный игровой фильм Сокурова «Одинокий голос человека» был высоко оценен Андреем Тарковским и позднее получил множество наград. В 1980 году режиссер начал работать на киностудии Ленфильм, одновременно тесно сотрудничая с Ленинградской студией документальных фильмов.
Народный артист России (2004). Лауреат множества фестивальных наград и государственных премий. Среди них: призы ФИПРЕССИ, Премия Тарковского, Российская государственная премия (1997, 2001), Премия Свободы (учредитель – Анджей Вайда), Премия Ватикана «Третье тысячелетие» (1998).
Европейская киноакадемия внесла Александра Сокурова в список «100 важнейших режиссеров мирового кино».
Фрагменты из интервью РИА НОВОСТИ (08/09/2011)
Александр Сокуров: "Фауст" - и финал, и начало
- Как вы выбирали себе Фауста?
- Цайлер — блестящий актер Венского драматического театра. Этого возраста мы посмотрели всех актеров Германии, Дании, Швеции, Исландии, Австрии. Несколько тысяч человек, один лучше другого. Я был в восторге от того, что видел, остановиться на ком-то было очень сложно. Цайлера я видел вторым, запомнил и все время вспоминал его характер, его внешность, его доверчивость, его блестящие профессиональные умения: он актер настоящего большого театра. Я внимательно посмотрел его перечень ролей, там много классики. И как-то мне с ним сразу стало хорошо по-человечески. Чувство прямого, ясного человеческого контакта с актером очень важно для режиссера, потому что дальше — несколько месяцев в подготовке, на репетициях и на съемках работать вместе.
Он оправдал все мои предположения. Он был терпелив, чрезвычайно аккуратен, всегда был готов. Репетиции с ним всегда оказывались очень результативными — а мы репетировали много, серьезно и сложно. Хорошая память, способность к импровизации, нервность в пределах разумности - потому что все же у немецких актеров есть взвинченность, идущая от характера.
- Цайлер буквально следовал вашим указаниям или у него оставалась возможность импровизации?
- Мне совершенно не важно, чтобы артист выполнял мою задачу. Мне важно, чтобы артист работал органично для самого себя, потому что эту органику никакой режиссер никогда не сможет создать. Надо чтобы у человека было чувство меры, простота и чувствительность. А я очень рад, когда актер предлагает более интересное решение, чем версия, выдвинутая мною. Спорить с актером, кричать — дикость, патология бессмысленная.
- В самом начале работы над проектом продюсер и композитор Андрей Сигле упоминал, что съемки будут вестись в том числе и в Ватикане. В окончательной версии ватиканский сцен нет.
- Это предполагалось, но, к сожалению, средства наши не позволяли организовать съемки там. Хотя у меня идеальные отношения с Ватиканом, две ватиканских премии, и думаю, что мне разрешили бы что угодно.
- "Фауст" - финал или начало нового цикла?
- Это финал — или начало. Тетралогия - это кольцо, по которому можно ходить. А развитие — оно должно быть в головах.
- То есть — человек одержал победу над дьяволом, точка поставлена?
- Какую победу?
- Но ведь Фауст в конце фильма закидывает Мефистофеля камнями.
- А мы уверены, что он его убил? Что это не его воображение?
- То есть, мы делаем круг и возвращаемся к исходной точке тетралогии?
- Именно. К сожалению, ни исторический, ни гуманитарный опыт большую часть людей ничему не учит. Все ведь было уже — и крестовые походы, и Первая мировая, и вот опять. На территории Старого света все почему-то повторяется. Нигде не совершается столько преступлений, как на пространстве Старого света — ни в Африке, ни в Америке. Казалось бы, здесь процветают образование, гуманитарность, парламенты. Но опять бомбят, опять убивают.
http://www.ria.ru/interview/20110908/432588989.html
АНДРЕЙ СИГЛЕ – ПРОДЮСЕР, КОМПОЗИТОР
Продюсер, композитор. Родился 15 мая 1964 года. Окончил Консерваторию им. Римского-Корсакова и Королевскую Академию музыки в Гетеборге. Автор музыки более чем к 40 фильмам. В 2002 году совместно с Дмитрием Светозаровым основал киностудию «АСДС», которая занимается реализацией кино-, теле- и музыкальных проектов для ведущих телеканалов России. В 2004 году основал кинокомпанию «Proline Film», основной задачей которой стала поддержка российского авторского кинематографа и реализация совместных международных проектов, в числе которых: «Солнце», «Александра» и «Фауст» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского, «Серко» Жоеля Фаржа. Участник международных кинофорумов (Канны, Берлин, Венеция). Лауреат множества наград, среди которых: призы фестиваля «Кинотавр» (2005, 2006), премия «Белый слон» (2005), Правительственная премия Санкт-Петербурга (2007, 2008), премия Time for peace film and music awards (2008). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2006) и член Европейской киноакадемии.
«В картине есть отзвуки многих музыкальных источников, некое напоминание о Вагнере, Бахе, Чайковском. Это не заимствование, это воспроизведение стилистических особенностей. Там есть и фуга Баха, и произведения, по стилю напоминающие Брамса, безусловно, присутствует Вагнер с его мелодией, не имеющей ни начала, ни конца. Так появилась, например, тема Маргариты - мне нужно было создать вот такое вязкое, бесконечное движение вперед. Есть переработанные немецкие песни XVI и XIX веков. Это тоже традиция: народные мелодии использовал и Чайковский…
И знаете, чем дальше я погружался в глубь времен, тем больше сближались немецкая и русская песенные культуры». (из интервью «Российской газете» №5584, от 19.09.2011 г.)
БРЮНО ДЕЛЬБОННЕЛЬ – ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК
Оператор-постановщик. Родился в 1957 году в Нанси. В десятилетнем возрасте переехал с родителями в Париж. Увлёкся фотографией. Учился в частной киношколе. В 1975 начал снимать короткометражные и анимационные ленты, получив поддержку известного оператора Анри Алькана. Закончил философский факультет Сорбонны и Высшую школу кинематографических исследований (ESEC, 1978).
Обладатель Европейской кинопремии за лучшую операторскую работу («Амели», 2001), премии «Сезар» («Долгая помолвка», 2004) и награды Американской ассоциации операторов за выдающуюся операторскую работу в фильме «Долгая помолвка». В 2007 получил приз «Серебряная лягушка» на кинофестивале в Лодзи («Через Вселенную»). Трижды номинировался на премию «Оскар».
ЮРИЙ АРАБОВ – АВТОР СЦЕНАРИЯ
Кинодраматург, писатель, поэт. Родился в Москве в 1954 году. В 1980 году окончил ВГИК (мастерская Н. Фигуровского и Е. Дикого). Его дебютной работой в кино стал «Одинокий голос человека» (реж. Александр Сокуров, 1978, выпущен в 1987). Обладатель приза за лучший сценарий Каннского кинофестиваля («Молох», 1999). Один из основателей Поэтического клуба Москвы (1986). Называет себя поэтом «мета-метафористом». Обладатель премии Пастернака (2005). С 1992 года возглавляет сценарную кафедру ВГИКа. Автор сценариев множества художественных фильмов и сериалов.
«Картина о том, что современный человек существует в разорванных связях с метафизикой, не верит ни в Бога, ни в дьявола. И функции дьявола переносятся на самого человека». (Из интервью «Российской газете», №5428 от 14.03.2011 г.)
ОБ АКТЕРАХ:
ЙОХАННЕС ЦАЙЛЕР - ФАУСТ
Родился 29 апреля 1970 года в Восточной Штирии (Австрия). Изучал литературу и историю в университете Граца, посещал престижную театральную школу в Вене. Известный австрийский театральный актер. Среди его киноработ: «Реванш», «Фауст», а также эпизодические роль в телефильмах.
АНТОН АДАСИНСКИЙ – РОСТОВЩИК
Актер, режиссер, основатель театра «Дерево». Родился 15 апреля 1959 года в Ленинграде. Среди его режиссерских работ спектакли: «Суицид», «Отражение», «Однажды», «Всадник», «Красная зона» и другие. Лауреат многочисленных международных театральных премий, среди которых премия академии искусств Берлина, награда Эдинбургского фестиваля «Задворки», приз жюри 18-го Международного фестиваля современной пантомимы во Франции, гран-при Международного фестиваль передвижных театров в Германии и многие другие. В 2000-м году Мексиканская ассоциация театральных критиков признала «Дерево» лучшим иностранным театром года. Роли в кино: «Уникум», «Ради нескольких строчек», «Рок», «Юг».
«Сокуров увидел Мефистофеля в Ростовщике, в котором закодировал взаимоотношения людей и вещей, людей и собственности, обмен вещей на жизнь, обмен ценностей на ценности. Поэтому, кстати, Сокуров действие перенес в ХIХ век - чтобы история Фауста была ближе нам.
Самое же удивительное было то, каким Сокуров увидел этого Ростовщика. Неподвижным, огромным, похожим на студень. От меня в нем не осталось ничего: ни в лице, ни в фигуре, ни в костюме. То, чем я занимался двадцать пять лет, Александру Николаевичу не понадобилось вовсе. Более того, он запрещал мне танцевать, даже по ночам в гостиничном номере, чтобы никакой физики не проявлялось на экране. "Просто надевай костюм и в нем тихо живи", - говорил он мне. Но я не могу не заниматься. Поэтому тайно, ночью, убегал танцевать».
(Из интервью «Российской газете», №5428 от 14.03.2011 г)
ИЗОЛЬДА ДИХАУК – МАРГАРИТА
Немецкая актриса русского происхождения. Родилась 4 февраля 1993 года в Сургуте. В 2002 году переехала в Берлин и вскоре стала посещать театральную школу «Новое поколение». Дебютной картиной стала короткометражка Аники Вангард «Gimmy your shoes» (2004). Далее последовали такие работы как «Тайна моей сестры», «Всё, что верно», «Поздняя месть», «Борджия» и другие.
«Безусловно, это выдающийся проект, но мне нравится и сама история. Я прочитала роман в 13 лет, с тех самых пор мечтала сыграть Маргариту в театре или в кино. Совсем не ожидала, что моя мечта так быстро осуществится».

